События в Сирии вступили в новую фазу после ирано-израильско военного столкновения на юге. Оно создаст новую карту, которая будет считаться самой значимой с начала сирийской революции. Были нанесены авиаудары по десятку объектов на юге страны и вблизи Дамаска, чего не было уже около 45 лет. Ответная реакция Ирана стала самой серьезной за все время, поскольку он сосредоточил свои удары по целям на оккупированных Голанах.
После расширения иранской интервенции в Сирии со стороны израильских и иранских должностных лиц посыпались угрозы и обещания. Противостояние между двумя сторонами в Сирии ожесточилось после авиаудара 10 мая. Израиль не прекратил наносить ракетные удары в последние месяцы, но его предыдущие атаки были внезапными и меньшей силы.
Независимо от масштабов атаки и ее последствий, политический контекст был самым важным моментом на встрече президента России Владимира Путина и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Краеугольным камнем в их отношениях является судьба Ирана в Сирии на следующем этапе, особенно после завершения «демаркации границ» между сирийским режимом и оппозицией.
Во многих политических анализах, последовавших за военной конфронтацией и перспективой эскалации напряженности в ирано-израильских отношениях, говорится, что Иран находится в незавидном положении из-за навязанных стремлений России оставаться единственной силой в Сирии и стремлений Израиля выиграть этап разделения власти.
Зеленый свет
Интересы России и Ирана не совпадали в последние годы войны в Сирии. Однако они оба союзники сирийского режима и президента Башара Асада, а противником считают оппозиционные военные группировки. Обе стороны сформировали альянс для руководства военными операциями на местах. Он сыграл серьезную роль в возвращении больших территорий под контроль сирийского режима. Их альянс не ограничивается только сражениями, но сопровождается совместной борьбой на политической арене.
Ты не пересечешь красную линию!
Однако после семи лет ситуация изменилась. Россия нейтральна в отношении израильских ударов по Ирану в Сирии и заявила, что не будет вмешиваться для поддержки какой-либо стороны. Такой подход израильская пресса расценила как «зеленый свет», который был дан Израилю во время последнего визита Нетаньяху в Москву для нейтрализации влияния Ирана в Сирии и «южных» воротах страны, где Иран пытается оказывать давление через различных ополченцев, связанных с иранской Революционной гвардией.
В конце встречи с Путиным Нетаньяху подтвердил, что Россия не будет вмешиваться, чтобы предотвратить израильские удары по Сирии.
Подобное столкновение ожидалось в свете растущего влияния Ирана и опасений Израиля, что Иран сформирует вооруженный фронт вдоль границы на оккупированных Голанах, подобно ливанской «Хезболле».
Палестинский эксперт Аднан Абу Амер считает, что израильские расчеты об иранском присутствии должны быть разбиты сильным ударом.
Абу Амер в интервью для «Эйнаб баляди» подтвердил, что между Россией и Израилем существует взаимопонимание касательно военных ударов. Он заявил, что русские не удовлетворены наличием иранского влияния в Сирии, тем более что Путин хочет иметь самое веское слово на сирийской арене.
В конце 2017 года Иран стал видной силой на сирийском юге, игнорируя соглашения других стран: России, США, Иордании и Израиля.
В середине 2017 года в докладе Института по исследованию средств массовой информации Ближнего Востока (MEMRI) говорится, что «Иран превратился в главную и фундаментальную проблему, стоящую перед Россией в Сирии. Он снизил шансы для достижения российских интересов».
Далее в докладе говорится, что в настоящее время русские стремятся постепенно ликвидировать влияние иранского государства в Сирии. MEMRI отметил уверенность иранцев в том, что «россияне заинтересованы в том, чтобы оставить их для достижения других интересов».
Опасные отношения между союзниками
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф планирует посетить Москву в понедельник, 14 мая, где он собирается встретиться со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Это будет вторая встреча после начала израильских авиаударов. Это один из шагов Ирана для поддержания отношений со своим российским союзником, несмотря на его нейтральную позицию.
Иран будет предпринимать определенные шаги из-за оказываемого международного давления на Тегеран, особенно после выхода США из ядерного соглашения и возникшего российско-израильского взаимопонимания в отношении военных ударов.
Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что его страна не хочет «новой напряженности» в регионе и что «Иран всегда работал над уменьшением напряженности в регионе». А заместитель председателя совета национальной безопасности Ирана Абу-Фадл Хасан Фаги отрицал иранские ракетные удары по позициям израильской армии на оккупированных Голанах.
Эксперт Аднан Абу Амер считает, что после решения Трампа Иран нуждается в международной и европейской поддержке. И если в ближайшие дни удары будут повторяться, то иранцы будут вынуждены использовать своих ополченцев на юге, таких как «Хезболла», чтобы атаковать без ударов.
Во время многолетнего сирийского конфликта отношения между Россией и Ираном можно охарактеризовать как «ситуационный альянс», который в течение определенного периода времени служил для достижения общих целей. Однако в 2018 году у него была другая военная и политическая цели, что побудило Москву поехать в Тель-Авив, чтобы начать работу над предыдущими договоренностями касательно установления влияния последнего на юге, чтобы обуздать Иран.
Тель-Авив продолжает угрожать сирийскому режиму и его союзнику Ирану ракетными ударами. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман отправил новые предупреждающие сообщения, в которых призвал президента Сирии Башара Асада выгнать из Сирии командующего силами «Аль-Кудс» в Революционной гвардии Ирана Касема Сулеймани.
Израильское радио цитирует слова Либермана, который во время визита на оккупированные Голаны заявил: «Мы призываем президента Сирии Башара Асада выгнать иранские силы, в частности силу "Аль-Кудс" и ее лидера Касема Сулеймани из Сирии». Он добавил, что «присутствие этих сил не помогает режиму Асада, а создает только проблемы и приносит вред».
Давление внутри Ирана
Почему Иран на данный момент нацелился на израильские позиции? Что побудило его выбрать подобные цели в отличие от последних? Это связано с атакой по аэропорту «T-4» в провинции Хомс? Этими вопросами задаются СМИ после недавней атаки.
По словам палестинского эксперта, иранские ракеты были иранским решением. Он связал этот вопрос с попыткой «тепло» ответить на предыдущие атаки, ссылаясь на давление внутри страны, возникшее между «Революционной гвардией» и правительством.
Первые хотят атаковать, чтобы восстановить имидж Ирана, который недавно был подпорчен. Иранцы воспользовались моделью поведения сирийского режима — «сохранить право на ответ».
С другой стороны, Иран рассматривает любые удары в регионе как вооруженное противостояние. Тегеран опасается, что если США присоединятся к Израилю, то ситуация полностью изменится не в его пользу.
В последние два года Америка заявляет, что ее присутствие в Сирии после ликвидации ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) основывается на сдерживании иранского влияния. США видят будущее Сирии без Асада, что в январе подтвердил бывший госсекретарь США Рекс Тиллерсон.
Растущая роль США в Сирии в настоящее время является угрозой для иранского проекта, поскольку с начала января США приветствуют лидеров Свободной армии и обсуждают возможность возобновления военной поддержки для борьбы с терроризмом и иранскими ополченцами.
Израильтяне считают, что нынешний этап не должен повторяться в Сирии. По мнению аналитика, Израиль не хочет оставаться вдалеке от того, что происходит в Сирии и договоренностей, которые будут реализованы на следующий день после окончания войны и сохранения режима Асада.
Поддержка США и нежелание российской стороны вмешиваться предоставляют Израилю большое поле действий для того, чтобы играть роль в Сирии. В ближайшие дни он может продолжить авиаудары в ответ на «скрытые» действия Ирана, которые он осуществляет через своих ополченцы, находящихся на юге Сирии.
Согласно израильским оценкам, на юге возможно будут военные столкновения, и понятно, что израильская армия возьмет вверх. Эксперт объяснил, что, несмотря на вышеизложенное, никто не знает о происходящем между Израилем и Ираном, особенно в свете нынешней администрации США, чьи шаги невозможно предсказать.