«Возбуждено уголовное дело в отношении гражданина США Тома Рогана», — заявила в четверг официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко по поводу комментария нашего автора, который «опубликовал статью под названием „Ukraine should blow up Putin's Crimea bridge" (Украине нужно взорвать Крымский мост Путина), призывающую Украину осуществить подрыв Крымского моста путем нанесения бомбовых ударов» (здесь и далее цитаты Светланы Петренко приведены по сайту СК РФ — прим. пер.).
Это резюме достаточно точное. Но в таком случае русские немного психанули.
«В указанной статье Тома Рогана, размещенной в открытом доступе в интернете, усматриваются признаки публичных призывов к осуществлению террористической деятельности на территории Российской Федерации, имеющей цель дестабилизации деятельности органов власти Российской Федерации и воздействия на принятие ими решений, то есть совершения преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ».
«В настоящее время следствием назначена комплексная психолого-лингвистическая экспертиза, проводятся иные следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств этого преступления».
Российское посольство назвало статью Рогана «подстрекательством к совершению террористических актов и убийств», хотя в материале говорилось, что бомбардировка моста может и должна осуществляться таким образом, чтобы никто не пострадал.
«Украина должна теперь уничтожить элементы моста», — писал Роган про построенный Россией мост в Крым, который по праву является частью Украины.
Если разумно интерпретировать слова автора, можно сделать вывод, что его колонка не была пропагандой убийства. Мы полагаем, русские это знают. Подрыв моста, который по большей части закрыт для движения транспорта, нельзя называть убийством. Убийством на мосту было, скажем, то, как ждали Бориса Немцова, критика российского президента Владимира Путина, чтобы посреди моста, где он не может укрыться, налететь на него, стрелять в него и оставить его истекать кровью, в то время как скрывающийся автомобиль уносит нападавшего.
Подрыв частей моста — это нечто иное. Это уничтожение собственности. Наши авторы обычно не призывают разрушать мосты, но опять же, большинство мостов не построено в рамках незаконного вооруженного вторжения на территорию другой суверенной нации. Крым по праву является украинским. Россия контролирует его незаконно с помощью силы, и этот мост является попыткой укрепить данный контроль, тем самым заложив основу для дальнейших усилий по «воссоединению» (кавычки авторские — прим. пер.) Советского Союза. Эстония, Молдова и другие находящиеся под угрозой соседи России слишком хорошо знают планы Путина.
То, что русские называют пропагандой убийства и терроризма, таковым не является. Роган давал подвергшейся вторжению стране совет, как защитить себя. Это прекрасно в рамках честного комментария.
Но здесь мы чувствуем, что обязаны объясниться перед нашими российскими читателями. Статья Рогана предполагала наличие базового знакомства с понятиями свободы слова и свободы прессы, и, возможно, он не совсем учитывал, что некоторым из наших читателей в Москве может понадобиться учебник по этим вопросам. Итак, давайте представим его здесь.
В американской конституции есть Билль о правах, первая статья которого устанавливает в качестве фундаментальных прав как свободу слова, так и свободу прессы. Это означает, что американцы могут критиковать наше правительство и кандидатов на пост президента, а также правительство России. Американцы, такие как Роган, также могут свободно защищать внешнеполитические действия любого правительства по своему выбору, включая наше собственное правительство, Россию или любую другую страну. Американцы, например, могут свободно выступать за удар по Сирии, либо против удара по Сирии. Американцы свободны отстаивать дипломатические реакции на агрессию России или военные реакции на нее.
Несмотря на то, что посольство России назвало статью Рогана «террористической пропагандой» (на тему пропаганды, мы подозреваем, русские не нуждаются в учебнике), она представляет собой мнение о том, каким образом суверенная нация должна реагировать на агрессию, которая является частью вторжения на ее территорию. Право выражать то мнение, которое тебе хочется, в Америке защищено.
К сожалению, те русские, которые пытаются свободно делиться своим мнением с большой аудиторией, подвергаются целенаправленным правительственным кампаниям по преследованию, вымогательству и даже политическим убийствам. Это происходит потому, что Путин ничего так не боится, как русских, которые смогут думать сами за себя. В конце концов, они начнут задаваться вопросом, что их нация должна проявить за всю свою недавнюю территориальную агрессию, поскольку это не так уж и много.
Посмотрите на результаты, которых он достиг: население и экономика России демонстрируют спад. Это не должно удивлять, учитывая, что правительство Путина фактически ставит в зависимость зарплату людей от необходимости слать бессмысленные мальчишеские угрозы нашим авторам. Между тем его устаревшая стратегия, основанная на том, как преуспеть посредством территориальной экспансии, сделала русских значительно беднее. Он также испортил свою репутацию во всем мире уже только тем, что правительство не должно было сбивать гражданский самолет с сотнями пассажиров на борту.
Пока Россия не откроется миру, не установит верховенство закона и не урегулирует отношения со своими соседями, а также свой нынешний международный статус, ей уготована участь оставаться выдохшейся сверхдержавой с грузом обид и гораздо большим арсеналом ядерного оружия, нежели количеством и качеством здравого смысла.