Совет Европы выразил глубокую тревогу в связи с подъемом неонацистских и праворадикальных движений в Хорватии. В опубликованном докладе Совета Европы отмечается, что в заявлениях хорватских политиков и СМИ все чаще прославляются действия и идеология фашистского усташского режима периода Второй мировой войны. Эксперты Совета Европы констатируют, что отдельные хорватские политики разжигают подстрекательскими заявлениями межнациональные конфликты, при этом речь идет не только о правых радикалах, но и представителях всего политического спектра Хорватии. Националистическая и ксенофобская пропаганда направлена против цыган, беженцев, а также сербского меньшинства. Имеют место нападения на дома и организации сербов, активно используются нацистская и усташская символика. Эксперты особо выделяют негативную деятельность ультранационалистической Хорватской партии права. Именно ее активисты направили пять лет назад письмо с угрозами директору мемориала на месте бывшего лагеря смерти Ясеновац. В нем они подписались запрещенным приветствием усташей — «За дом — спремни» (За Родину — готов). Это приветствие (аналог «Героям слава» украинской УПА (запрещенная в России организация — прим. ред.)) запрещено в Хорватии как нацистское, однако сегодня его все чаще можно слышать на рок-концертах и стадионах. В социальных сетях курсируют многочисленные фото молодчиков в форме усташей, неонацистскую пропаганду в последнее время стали распространять и некоторые телеканалы. Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович не скрывает своей симпатии к неонацистам и считает приветствие усташей «За Родину — готов» проявлением патриотизма. Совет Европы потребовал от правительства в Загребе остановить инициаторов расистских нападений, которые до сих пор подвергались не уголовной, а административной ответственности.
Это — первое заявление ЕС, осуждающее неонацизм в Хорватии. До сих пор в Евросоюзе упорно игнорировали дискриминацию сербского меньшинства в этой республике, осквернения сербских церквей, неонацистские лозунги на стадионах и другие проявления воинствующего национализма. Точно так же Евросоюз закрывал глаза на марши ветеранов СС в Риге и Таллине, а последние годы на прославление бандеровских лидеров на Украине. В этой связи все больше наблюдателей задается вопросом — к чему приведет эта тактика «двойных стандартов» и морального лицемерия.
Примечательно, что в конце мая Хорватия станет на шесть месяцев председателем комитета министров Совета Европы — органа, который занимает ключевое место в системе этой организации. На Загреб, в частности, будет возложена миссия по защите интересов нацменьшиств в Европе. Насколько это совместимо с нынешней ситуацией в самой Хорватии — авторы доклада не уточняют. Ни для кого не секрет, что национализм, подчас в его самых радикальных формах, возрождается сегодня по всей Европе — от Каталонии до Украины, от Прибалтики до Польши и Венгрии, от Корсики до Фландрии. Руководство Евросоюза осознает серьезность этой проблемы, которая грозит торпедировать весь европейских проект, но противопоставить ничего не может. Неолиберальная идеология, господствующая в Брюсселе, слаба и непопулярна в большинстве стран ЕС. Выход Великобритании из Евросоюза, недавние победы антиевропейских политических сил в Италии и Австрии, усиление «Альтернативы для Германии», «Национального фронта» во Франции и «Партии свободы» в Нидерландах показывают, насколько далеки еврократы от настроений рядовых граждан Европы. Подъем неонацистских движений в Хорватии полностью вписывается в общеевропейскую тенденцию роста национализма и правого популизма.
Этому способствует ряд факторов. Прежде всего, это экономический кризис, который резко усилился после вступления Хорватии в ЕС в 2013 году. По темпам роста Хорватия отстает даже от Румынии и Болгарии. Уровень безработицы превышает 17%, среди молодежи — 40%. Госдолг составляет 87% ВВП и продолжает расти. Миграционный кризис, в результате которого сотни тысяч ближневосточных беженцев пересекают Балканы, значительно усилил ксенофобские настроения.
Националистические настроения получили новый импульс в связи с самоубийством в Гааге хорватского генерала Слободана Прялика, который в ноябре 2017 года выпил яд прямо в зале суда. Пралик и еще пять человек были признаны виновными в военных преступлениях на территории Боснии-Герцоговины в 1990-е годы. Хорватские политики публично поддержали подсудимых как «защитников Хорватии». Руководство в Загребе уже давно заявляет о верности хорватской националистической традиции, в том числе идеологии усташей.
Одной из главных черт хорватского национализма всегда была сербофобия. На нее наложилась и ненависть к другим народам: венграм, боснийцам-мусульманам, цыганам, евреям. Важнейшим элементом хорватского национализма стал радикальный католицизм, утверждающий себя как противовес «неверным» православным и мусульманам. Все это создало особый вид хорватского фашизма, который проявил себя в годы Второй мировой войны. Марионеточное хорватское государство усташей во главе с Анте Павеличем было союзником гитлеровской Германии и массово практиковало геноцид сербов, евреев и цыган, а также коммунистов. Были изданы расовые законы по образцу Нюрнбергских законов в Германии, созданы концлагеря, самым известным из которых стал лагерь смерти Ясеновац. По разным оценкам, жертвами террора усташей стали до 800 тысяч человек. После войны усташи были либо репрессированы, либо бежали из страны, но многие ушли в подполье и сумели сохранить свои структуры. В период распада Югославии и гражданских войн 1990-х годов новое поколение хорватских националистов приняло на вооружение их идеологию и практику. Нынешнее хорватское руководство не скрывает своей симпатии к профашистскому режиму усташей. Уже в этом месяце ведущие представители хорватского правительства приняли участие в церемонии памяти усташей-коллаборационистов, казненных партизанами Тито в конце войны за сотрудничество с гитлеровской Германией. Ежегодная церемония, на которую прибыло более 10 тысяч хорватских националистов, прошла в австрийском Блайбурге. В 1995 году хорватский парламент сделал 15 мая мемориальным днем жертв Блайбурга. С тех пор каждый год сюда съезжаются тысячи хорватских националистов, несмотря на многочисленные протесты австрийских правозащитных организаций.