Германия и Европа должны в собственных коренных интересах интенсивно сотрудничать с Россией. Есть целый ряд внешнеполитических вопросов, которые мы, исходя из реалий политики, можем решить только вместе с Россией.
Так, нам необходимо выработать совместную инициативу для воплощения в жизнь Минских соглашений, чтобы вновь запустить процесс восстановления мира на Украине.
Вместе с Россией Германия и ЕС должны работать над тем, чтобы снизить угрозу Ирана в отношении Израиля, не выходя из атомного соглашения.
Создание послевоенного порядка в Сирии возможно только в сотрудничестве с Россией, восстановление страны — только с помощью Европейского союза.
В среднесрочной перспективе мы, кроме того, должны вновь начать работу над инициативой по разоружению.
И наконец, Европейский союз заинтересован в экономическом сотрудничестве с Россией. Если Китай задумал проложить новый Шелковый путь, то и ЕС должен позаботиться о своих партнерах. Экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока могло бы дать мощный импульс для роста экономики всей Европы.
Но, конечно, общие интересы не могут отвлекать внимание от того, что у нас существуют принципиальные внешнеполитические расхождения с политикой Владимира Путина, которые мы не можем просто так игнорировать:
Это вмешательство России в вооруженные конфликты на востоке Украины и противоречащая международному праву аннексия Крыма, за которую Россия совершенно справедливо была наказана санкциями.
Далее — предположительная связь России с кибератаками на западные учреждения и, наконец, поддержка правопопулистских движений в Европе.
Путин создал автократическую систему, полностью сфокусированную на Кремле. Основные гражданские права и права человека сильно ограничены, деятельность прессы, оппозиции и неправительственных организаций связана с большими трудностями. К этому добавляются еще и нераскрытые убийства политиков, журналистов и олигархов.
Но ясно и следующее: даже если при президенте Дональде Трампе чуть ли не ежедневно возникают какие-то крупные проблемы, мы были и остаемся прочно связанными с Трансатлантическим альянсом. Сегодня Германия однозначно относится к Западу. Вместе с нашими европейскими и американскими партнерами мы должны защищать те огромные достижения, которых западные страны добились во второй половине XX века. К ним относятся прежде всего либеральная демократия, верховенство права, открытое общество, свободная торговля, мультилатерализм и социально ориентированная экономика. Опираясь на эту прочную и четкую основу, мы должны вновь всеми силами добиваться партнерства с Россией.
В настоящий момент ситуация кажется тупиковой. Поэтому необходимо найти новые средства для того, чтобы растопить замороженные связи и приступить к решению проблем с Россией. Для этого необходимы переговоры на всех уровнях, не только между правительствами, но и между представителями парламентов и гражданского общества.
В конце концов, и Владимир Путин должен быть заинтересован в улучшении отношений. Помимо внешнеполитических соображений, он заинтересован в сотрудничестве с Европейским союзом и по экономическим причинам. Если он — как он заявляет — действительно хочет дать импульс слабеющей экономике и поднять жизненный уровень населения, то ему нужны партнеры.
Чемпионат мира по футболу тоже может внести вклад в разрядку напряженности, когда в стороне от сложных переговоров люди из Германии и России встретятся друг с другом, чтобы вместе поучаствовать в празднике спорта. Во имя этого футбольная команда германского бундестага в преддверии чемпионата уже встречается с командой российской Госдумы.
Политики должны бороться за сближение России и Германии. Несмотря на все различия, в нашем обществе превалирует мнение: Россия нам не враг! И все должно быть сделано для того, чтобы предотвратить возникновение вражды между Германией и Россией.
Автор — заместитель председателя немецкого бундестага, член СДПГ.