Италия, Россия, Ближний Восток: политические риски — угроза для экономики

Финансовые рынки начали на этой неделе бить тревогу с учетом назревающих политических рисков, которые выводят из равновесия всю экономику.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если абстрагироваться от политических явлений, нельзя не признать, что у мировой экономики еще никогда не было столько способствующих ее развитию факторов. Единственные препятствия на пути экономического развития носят политический характер. Политика несет в себе самые большие и трудноразрешимые риски. Причем это происходит по всему миру.

По мнению большинства экономистов, рост числа политических рисков становится сейчас главной угрозой для равновесия мировой экономической системы, которая опирается на рыночную экономику и глобализацию. Таким был один из выводов генерального директора МФВ Кристин Лагард (Christine Lagarde), которые она озвучила на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

 

Рынки же вышли из зоны комфорта и стабильности, сместившись в сторону неясности и неопределенности. Если абстрагироваться от политических явлений, нельзя не признать, что у мировой экономики еще никогда не было столько способствующих ее развитию факторов.

 

Цифровая революция принесла существенный прирост производительности и, как кажется, безгранично широкую сферу деятельности. Эта новая деятельность, безусловно, несет в себе прогресс, который (что бы ни говорили некоторые) означает для большинства народов подвижки в плане здравоохранения, продолжительности жизни, комфорта и т.д. Кроме того, энергоносители доступны по приемлемым ценам и предлагаются по всей планете.


Наконец, производственные механизмы начинают принимать во внимание тормозящие развитие факторы, связанные с истощением природных ресурсов и выбросами парниковых газов. Некоторые укажут на медлительность этих преобразований, однако осознание ситуации вполне реально на уровне людей, потребителей и сотрудников крупных предприятий.


В производственных системах, конечно, можно найти факторы спада, однако современность также дала нам средства для их выявления и борьбы с ними.


Единственные препятствия на пути экономического развития носят политический характер. Политика несет в себе самые большие и трудноразрешимые риски. Причем это происходит по всему миру.


Италия стала носителем последнего риска на европейской сцене за недавнее время. Через четыре дня после назначения Джузеппе Конте (Giuseppe Conte) отказался от поста премьера. В результате Италия погрузилась в политический и конституционный кризис, чья серьезность объясняется его системным характером.


«Правительство перемен», каким хотели его видеть лидеры «Лиги севера» и «Движения пяти звезд», так и не увидит свет, однако никто не в состоянии сказать, как могло бы выглядеть решение. Европа в свою очередь не может согласиться с формированием в Италии антисистемного и выступающего против евро правительства. Причина очень проста: такая политика поставила бы под сомнение экономическую безопасность страны и безопасность сбережений итальянцев, а также стала бы серьезным ударом по партнерам, с учетом существующих связей и данных гарантий. Таким образом, у французских и немецких вкладчиков есть право сказать свое слово.

 

Толчком для решения Джузеппе Конте стало назначение скандального профессора экономики Паоло Савоны (Paolo Savona), который известен своим евроскептицизмом и выступает за отказ Италии от единой валюты. Президент страны Серджо Маттарелла практически вынудил новоиспеченного премьера заявить об отставке.


«Неопределенность по поводу нашего присутствия в еврозоне вывала беспокойство у итальянских и иностранных инвесторов, что поставило под угрозу накопления предприятий и семей», — заявил он в воскресенье вечером. Все это не просто так: на прошлой неделе в стране уже наблюдался массовый отток капитала.


В настоящий момент Италия избежала выполнения правительственного соглашения, которое включает в себя не только жесткие антимиграционные меры, но и открыто популистскую экономическую программу: снижение пенсионного возраста, минимальный доход в 780 евро и отказ от навязанных Маастрихтским договором ограничений.


Тем не менее это всего лишь временная мера. В стране ищут премьера, который мог бы объединить позиции. Вчера сообщили, что это техническое правительство возглавит бывший сотрудник МВФ и сторонник строгого ведения бюджета Карло Коттарелли (Carlo Cottarelli). Его кабинет будет работать до проведения новых выборов или даже принятия новой конституции.


Система эмбарго с угрозой серьезных финансовых штрафов сегодня создает препятствия для большей части международной торговли. На систему, которую ввел Запад в отношении России в ответ на аннексию части Украины, сейчас накладываются принятые американцами меры против Ирана.


По России все ощутимо смягчилось, однако в случае Ирана система представляет собой роковое оружие в руках американцев. Если кратко, эмбарго запрещает предприятиям любые инвестиции и операции с попавшими под эмбарго странами. Что еще серьезнее, американцы расширили угрозу на любые предприятия, которые проводят операции в долларах. Таким образом, если французское предприятие будет работать с Ираном или Россией с согласия Франции, но в долларах, как это происходит в большинстве случаев, ему могут грозить санкции.

 

Карательные меры могут колебаться от финансовых штрафов до запрета работать на американском рынке. Эта система опасна, потому что наращивает административную регламентацию и увеличивает число необходимых разрешений. Она обрекает предприятия на медленное, но верное удушье.


Дипломатические колебания вокруг КНДР, безусловно, воздействуют на состояние международной торговли, в первую очередь в Азии. Китай не может быть безразличным к происходящему в Корее и тоже намеревается сказать свое слово, что вовсе не делает мировую игру проще.


В экономическом курсе Китая, который отличается огромным профицитом, способностью использовать валюту для изменения развития бизнеса и потребностью в западном рынке сбыта, отводится немалая роль политике. Пекин защищает себя, свои потребности и население. Его решения говорят, скорее, о стратегии политического завоевания, чем стратегии экономического развития.


Со всеми этими политическими рисками очень сложно справиться. Тому есть три причины.


Прежде всего, они автоматически отражаются на инвестициях и движении капитала. Политические риски влекут за собой бегство капиталов и ослабление процесса создания богатств. Именно это происходит в Италии на протяжение двух недель. Так было в Греции, Испании и Португалии. Во Франции в 1958 году до прихода к власти генерала де Голля.


Далее, политический риск ведет к экономическому обнищанию. Все дело в том, что либеральной системе создания богатств требуется политическая стабильность. И раз богатые бегут, расплачиваться приходится средним и малообеспеченным классам.


Тревожный момент в том, что политические риски нарастают на фоне экономического недовольства по поводу безработицы или падения покупательной способности. Но раз политические риски подрывают равновесие экономики, они в свою очередь усиливают это недовольство.


Наконец, политические риски носят системный характер. Экономики так тесно связаны друг с другом, что неполадка в одной системе ведет к проблемам в соседней. Европейские страны не могут развиваться друг без друга. Они тесно связаны, пусть даже качество этих связей оставляет желать лучшего. Требующие политической независимости народы даже не подозревают, как сильно нуждаются в других. Поэтому им не стоит напирать на другую экономическую модель, антисистемную модель, которая не ставит во главе угла рост и социально-экономический прогресс.

Обсудить
Рекомендуем