Обострение войны на Донбассе со стороны боевиков связано с двумя причинами — продолжающимися переговорами насчет миротворцев на Востоке Украины и переформатированием АТО в операцию Объединенных сил. При этом каких-то резких действий со стороны Владимира Путина можно ожидать только после чемпионата мира по футболу. Об этом «Апострофу» рассказал экс-замглавы Генштаба Вооруженных сил Украины, генерал-лейтенант Игорь Романенко.
— Есть два фактора, объясняющие нынешнюю ситуацию на Донбассе.
Первое — это внешний международный фактор. Сейчас решается вопрос насчет возможности ввода на Донбасс миротворческих подразделений ООН. Если этот вопрос решается в принципе, то будет подниматься вопрос — с каким мандатом силы ООН зайдут на Донбасс? Как мы видим, сейчас проводятся консультации между руководством нашего государства, Франции, Германии, [спецпредставителем Госдепа США по вопросам Украины Куртом] Волкером и Владимиром Путиным. То, что предложил Кремль, не устраивает как Украину, так и союзников. И пока идут переговоры, россияне применяют старый подход: надо осуществлять давление.
А чем они могут давить? Экономические факторы со стороны России ослабли, поэтому они действуют военно-политическим путем. Также они используют дипломатические подходы, где это возможно, не говоря уже о пропагандистском подходе.
Что изменилось на практике? Идет более жесткий ответ на нарушения со стороны противника: если ведется серьезный обстрел, мы отвечаем на это и так далее. То есть идет становление структур, отрабатывается система управления. Все это перерастает в такого рода бои, как в районе Горловки и так далее.
В результате этих двух факторов мы и видим бои повышенной интенсивности с потерями с нашей стороны. Но при этом у противника значительно большие потери.
А для того, чтобы накалять ситуацию, террористы используют старые приемы: заводится артиллерия в жилые районы, оттуда ведется огонь по нашим позициям. И когда мы в ответ подавляем точки противника, конечно, можем где-то попасть. И тут же включается их пропаганда, где они вовсю трубят, что украинские силы ведут огонь по мирному населению. То есть они показывают, что с нашей стороны идет обострение, в том числе обстрелы мирных жителей, жилых кварталов. Конечно, наши силы стараются действовать очень аккуратно. Но на войне нельзя полностью исключить такие варианты, чтобы что-то куда-то не залетало. Это в принципе невозможно.
Чего ждать дальше? До проведения чемпионата мира по футболу им никак не надо, чтобы ситуация переросла во что-то более серьезное. При этом с той стороны постоянно говорят, что мы хотим использовать это время для того, чтобы начать полномасштабную операцию или какие-то более серьезные действия.
То есть до конца чемпионата (до середины июля — «Апостроф») ситуация будет удерживаться Москвой, а после чемпионата могут быть различного рода изменения. И это будет зависеть от того, что за это время наработают по вопросам миротворцев.