Украина входит в десятку доноров международной миграции в мире

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Почти четыре миллиона наших граждан с 2015 года выехали на заработки. Это цифры, от которых просто ком в горле. Особенно когда слышишь о фантастических планах роста ВВП. Уезжают — потому что здесь никому не нужны. Но разрушить этот тезис при желании совсем несложно.

Почти четыре миллиона наших граждан с 2015 года выехали на заработки. Это цифры, от которых просто ком в горле. Особенно когда слышишь о фантастических планах роста ВВП. Уезжают — потому что здесь никому не нужны. Но разрушить этот тезис при желании совсем несложно. И мы в Одесской области это доказали, начав реанимацию системы профессионально-технического образования.


Начиная реформировать профтехобразование на Одесщине, мы опирались не только на «истории успеха» (хотя и на них тоже). Потому что это обычно успех не «благодаря», а «вопреки». Намного важнее было изучить факторы неуспеха. Потому что они уже стали системой.


К этому тезису есть хорошая историческая иллюстрация. Вторая мировая война. Самолеты союзников возвращались с боевых вылетов с многочисленными повреждениями крыльев, фюзеляжей. Командование логически размышляло: надо дополнительно усиливать защиту именно этих частей самолетов. Что отнюдь не помогало, пока математик Абрагам Вальд не догадался: из анализа выпадают самолеты, которые гибнут на поле боя. Пробоины крыльев и фюзеляжа не являются критическими. Гибнут те самолеты, у которых были попадания в бак, кабину пилота, хвост. Их и надо усиливать.


Это самый популярный пример, иллюстрирующий так называемую систематическую ошибку выжившего — обобщение данных только на основе положительных примеров и success stories.


Помните, как у классика? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Кажется, в системе профессионально-технического образования, которым, откровенно говоря, за времена независимости никто не занимался ни системно, ни профессионально, все настолько перевернуто с ног на голову, что даже эту фразу надо сформулировать по-иному: «Все несчастливые ПТУЗ похожи друг на друга, каждый счастливый ПТУЗ счастлив по-своему».


Именно поэтому первое, что мы сделали, — проанализировали факторы системного профтехкризиса, как общегосударственные, так и наши, региональные. Большинство из них не были неожиданными:


— Хроническое недофинансирование. Как следствие — запущенная материально-техническая база. За годы независимости ни в одно заведение профтехобразования региона государство не приобрело ни одного современного трактора, комбайна или какой-либо другой сельхозтехники. 20 банок краски в год — и вперед, развивайтесь.


— Почти полный отрыв от работодателей (ПТУЗ — как «вещь в себе»). Поразительный пример: более чем в половине аграрных лицеев области еще в 2016 году были группы по специальности «оператор компьютерного набора», на подготовку которых тратилось более 15 млн грн в год. Это что — тракторист-фотошопер? Кафка отдыхает…


— Неэффективный менеджмент. Простой пример: каждый ПТУЗ в области имеет в собственности несколько сотен гектаров земли. Проанализировали их использование. Почти вся земля — в аренде у местных лендлордов (кто бы сомневался!). Ставка аренды зависит от показателей урожайности. И тут — бинго! — на окружающих полях собирают по 45-50 центнеров пшеницы с гектара, а на полях ПТУЗ те же лендлорды показывают 12-15. Нужны комментарии?


— Трудовая миграция. В последнее время количество трудовых мигрантов именно из системы профтеха возросло невероятно. В области (уверен, не только в Одесской) системно работают рекрутеры из стран Восточной Европы. По нашим оценкам, отток выпускников из регионов Бессарабии составляет почти 35%. А уезжают, как известно, далеко не худшие выпускники, скорее наоборот.


— Нельзя не вспомнить и о «микрорегиональной незаинтересованности». Районам или ОТГ не интересна судьба детей, которые пошли в заведения профтехобразования: ни с точки зрения их дальнейшего трудоустройства именно в районе, ни с точки зрения помощи в обучении «своим».


Таковы начальные условия. Что мы делаем или сделали? Когда-нибудь, наверное, я напишу бестселлер с увлекательными историями о легендарной «Битве с лендлордом из Теплицы» или мотивировочную книгу о том «Как добрым словом и кольтом-фининспекцией можно добиться намного большего финансирования». Но это — позже. А сейчас — в виде тезисов.


А. Взаимодействие с работодателями и дуальное образование. В тесной коллаборации с работодателями — строителями, дорожниками (только подумайте: в стране ведется невиданный по объемам дорожный ремонт, а специалистов нижнего звена почти никто не готовил!), фермерами, IT-компаниями — мы вводим обучение в формате дуального образования (до 70% времени — на закрепленном предприятии, 30% — в учебном заведении). Впервые планируем открыть с нового учебного года специальности по заказу ведущих ІТ-компаний Одессы. Именно так, «войти в айти» можно и через «профессионально-техническую дверь». В целом за 2017-2018 годы в заведениях области появилось девять новых специальностей: от плодоовощевода и дорожного рабочего и до упомянутого выше айтишника.


Б. Региональное софинансирование (мы первые и на сегодняшний день единственные в Украине). Районы, ОТГ, города трансфертами на областной бюджет направляют средства на обучение учеников — жителей своих территориальных единиц. В прошлом году дополнительно привлечено около 10 млн гривен. Это не такой простой процесс, как кажется. Очень тяжело объяснять громадам, где нет заведения профтехобразования, почему они должны планировать у себя средства на него. Но надо. И, в итоге, это работает.


В. Профессионально-технические образовательные кластеры. Объединение профтехзаведений по территориальным и отраслевым принципам. Если оставить заведения профтехобразования самих на себя — считай, на произвол судьбы, — они эволюционно будут вымирать: малое количество студентов, трудно развивать базу и т.п. Если же три-четыре заведения объединить в кластер (сохраняя за каждым из них автономность), то такая «децентрализованная централизация» дает огромный толчок для развития. Мы убедились в этом в прошлом году, создав первый такой кластер на севере области (Балта, Кодыма, Саврань). В этом году планируем создать еще шесть таких объединений.


Г. Закупка современной техники для аграрных ПТУЗ. Впервые за 25 лет закуплены трактора, другая сельхозтехника для шести заведений профтехобразования Одесской области. Фермеры счастливы: не надо переобучать выпускников с тракторов 1980-х!


Д. Региональная инициатива относительно развития инклюзивной компоненты в профтехобразовании. Развитие инклюзии на уровне садов и школ, а в дальнейшем «пустота» — это незавершенный путь. Именно поэтому мы начали активно внедрять инклюзивные компоненты и в профтехобразовании. Две группы студентов с нарушениями слуха обеспечены современными смартфонами и планшетами с соответствующим программным обеспечением, которое позволяет им учиться наряду с другими студентами.


Я мог бы продолжать эту «азбуку профтехобразования по-одесски» еще долго — букв не хватит. Вспомнил бы и об оформлении имущества и земель в областную собственность, и об эффективности их использования, и о том, как от митингов работников ПТУЗ под ОДА в начале 2017-го (из-за отсутствия финансирования) мы в этом году пришли к тому, что область финансирует и содержит несколько профтехзаведений из областного центра (есть ли еще такие примеры в Украине? Было бы классно, если бы да), и еще много другого.


Однако же главный мой месседж — это не хвастовство успехами (тем более что мы лишь в начале пути), а другое: мы все должны перестать мыслить категорией «профтех — это нелюбимая падчерица в образовании». Не делить темы для реформаторских размышлений на «высокие» и «немодные», а осознать, что профтех — это жизненно необходимо. Ведь принятие этого тезиса даст Украине возможность намного быстрее приблизиться к овеянному мечтой росту ВВП, и не за счет переводов трудовых мигрантов из-за рубежа, а за счет реального роста экономики.

Обсудить
Рекомендуем