Сингапур — Президент Трамп сказал, что во время проходившего здесь во вторник исторического саммита у них с северокорейским лидером Ким Чен Ыном установилась «особая связь». Эта встреча, казавшаяся немыслимым и рискованным шагом, позволила изменить политику, которую на протяжении нескольких десятилетий США проводили в отношении режима-изгоя. И благодаря его личному вниманию удастся разорвать порочный круг балансирования на грани ядерной войны и предотвратить военную конфронтацию.
После встреч, проходивших в Сингапуре в уединенном и роскошном отеле «Капелла» и длившихся более четырех часов, два лидера сели рядом и подписали документ, который Трамп назвал «весьма всеобъемлющим» соглашением, создающим условия для дальнейших переговоров.
Документ был опубликован не сразу, но Трамп показал его экземпляр фоторепортерам. На фотографиях видно, что в соглашении есть обязательство Трампа «предоставить гарантии безопасности» Северной Корее, а «председатель Ким Чен Ын подтвердил свою твердую и непоколебимую приверженность полной денуклеаризации Корейского полуострова».
На вопрос о готовности Кима начать процесс денуклеаризации Северной Кореи Трамп ответил: «Мы начнем этот процесс очень скоро. Очень-очень скоро».
Однако документ составлен лишь в общих чертах, в нем не указаны ни подробности, ни сроки, не приведены детали по ключевым вопросам — например, каким образом Соединенные Штаты будут проверять, что Северная Корея прекратила работу по реализации своей ядерной программы перед проведением будущих переговоров. Он обязывает обоих лидеров проводить последующие встречи и установить новые отношения между странами, но в нем не говорится об установлении дипломатических отношений.
«Президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп и председатель Государственного совета Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ын обязуются взаимодействовать с целью развития новых отношений между США и КНДР и содействия миру, процветанию и безопасности на Корейском полуострове и во всем мире», — говорится в соглашении.
Весь день Трамп говорил о своих встречах с Кимом в самом позитивном ключе.
«Мы очень гордимся тем, что произошло сегодня, — заявил Трамп, прежде чем они с Кимом обменялись рукопожатиями в последний раз. — Я считаю, что все наши отношения с Северной Кореей и Корейским полуостровом будут совсем не такими, как раньше. Мы оба хотим что-нибудь сделать, мы оба что-нибудь сделаем. Между нами установилась особая связь».
«Мы собираемся заняться очень серьезной и очень опасной для мира проблемой», — добавил он.
Ким поблагодарил Трампа за то, что благодаря ему саммит состоялся.
«Сегодня мы провели историческую встречу и решили оставить прошлое позади, — заявил Ким через переводчика. — Весь мир станет свидетелем больших перемен».
Ни один из лидеров не сказал ничего конкретного о том, каким будет следующий шаг, хотя Трамп заявил, что он, «само собой разумеется», пригласит Кима в Белый дом.
«Это позволит достичь еще большего, гораздо большего», — заявил Трамп.
Но реальность за этими яркими репортажами из «Капеллы» была более сложной и противоречивой, поскольку стороны по-прежнему расходятся во мнениях по ключевым вопросам и по плану денуклеаризации, для выполнения которого может потребоваться не один год и в процессе реализации которого, вероятно, возникнут серьезные препятствия.
Накануне саммита официальные лица США заявили, что если встреча пройдет успешно, это позволит провести ряд более подробных дискуссий по вопросу денуклеаризации Северной Кореи в обмен на экономические выгоды и гарантии безопасности.
Президент жестом предложил Киму покинуть сцену, и два лидера удалились в отдельный зал, где в присутствии лишь переводчиков провели встречу с глазу на глаз с тем, чтобы установить контакт и добиться взаимопонимания перед проведением более формальных переговоров по ядерному оружию.
Всего несколько месяцев назад, когда 71-летний Трамп и 34-летний Ким обменивались угрозами и личными оскорблениями, эта беспрецедентная встреча между неординарным лидером самой богатой и могущественной страны в мире и жестоким правителем самой изолированной страны с самым репрессивным режимом казалась почти невероятной. Никогда еще действующий президент США не встречался с правящим представителем династии Ким, поскольку предыдущие хозяева Белого дома отказывались признавать северокорейский режим из-за его ядерных провокаций и нарушения прав человека.
После встречи лидеров с глазу на глаз прошла встреча в расширенном составе, в которой помимо Трампа с американской стороны участвовал государственный секретарь Майк Помпео, советник по вопросам национальной безопасности Джон Болтон и руководитель аппарата Белого дома Джон Келли. К Киму присоединились министр иностранных дел Ли Ен Хо и Ким Ен Чхоль, заместитель председателя Центрального Комитета Трудовой партии Северной Кореи, который двумя неделями ранее прилетал с визитом в США и встречался с Трампом в Белом доме.
Позже в тот же день, после официального обеда, Трамп продолжал высказываться о встрече в положительном ключе.
«Все идет замечательно. У нас была по-настоящему фантастическая встреча, достигнут большой прогресс, — сказал Трамп журналистам во время совместной прогулки с Кимом по территории отеля. — Действительно очень хорошо. Думаю, что лучше, чем можно было ожидать, первоклассно. Очень хорошо».
Затем Трамп подвел Кима к своему бронированному лимузину. Агент секретной службы открыл перед Кимом дверь, чтобы тот смог заглянуть внутрь президентского «Зверя» (The Beast).
За несколько дней до встречи, когда переговорщики изо всех сил пытались достичь основного соглашения, Трамп и его помощники стремились умерить ожидания в отношении того, как быстро администрация сможет убедить Пхеньян начать уничтожение своего оружейного арсенала.
Одним из основных вопросов, которые, судя по всему, остаются нерешенными после саммита, являются серьезные нарушения прав человека в Северной Корее, которые Трамп раскритиковал в прошлом году после смерти американского студента Отто Уормбира, находившегося почти полтора года в северокорейской тюрьме и впавшего после этого в кому.
Трамп, которому очень нравится опровергать общепринятые мнения, воспользовался шансом сделать то, чего не смогли сделать другие президенты. Несмотря на то, что он вступил в должность, практически не имея геополитического опыта, он быстро превратил растущую угрозу со стороны Северной Кореи в свой главный внешнеполитический приоритет. Пока Пхеньян демонстрировал стремительно растущий уровень мастерства в создании своего ядерного арсенала, Трамп следил за ужесточением экономических санкций и усилением дипломатической изоляции Пхеньяна. Однако в марте он ухватился за предложение Кима встретиться, несмотря на предостережения бывших американских чиновников, утверждавших, что он слишком торопится и поощряет режим за его недостойное поведение.
Утром в 8:53 к отелю «Капелла» подъехал черный «Мерседес» с северокорейскими флагами. Из него вышел Ким в традиционном черном костюме в стиле Мао и быстро вошел в здание. Через шесть минут прибыл Трамп — он вышел из президентского лимузина в темном костюме и красном галстуке, символизирующем власть, и с бесстрастным выражением лица.
В 9:04 утра они уже шли навстречу друг другу, и во время рукопожатия Трамп похлопал Кима левой рукой по правому плечу.
Это был момент истины для Трампа, который на прошлой неделе хвастался, что воспользуется своим «талантом» и своим «чутьем» опытного мастера заключать сделки, чтобы составить мнение о лидере самого закрытого и мрачного в мире режима и мгновенно определить, насколько тот серьезно настроен на заключение сделки.
Сидя рядом с Кимом перед встречей с глазу на глаз, Трамп сказал: «Для меня это большая честь, и у нас будут потрясающие отношения, я не сомневаюсь».
Ким говорил по-корейски о «старых предрассудках», которые мешали отношениям. «Но мы все эти предрассудки преодолели, и находимся сегодня здесь», — сказал он.
Трамп со своей командой пообещали в понедельник, что США не повторят прошлых ошибок. Договоренности, достигнутые между Вашингтоном и Пхеньяном при президентах Билле Клинтоне, Джордже Буше-младшем и Бараке Обаме, терпели крах после того, как Северная Корея проводила новые ракетные и ядерные испытания.
«В отношении США прежде поступали нечестно, нас обманывали — в этом нет никаких сомнений, — заявил журналистам Помпео в понедельник. — Но, несмотря на все прежние ненадежные соглашения, президент добьется того, чтобы ни одно из потенциальных соглашений, направленных на полное устранение северокорейской угрозы, не было сорвано».
За день до встречи с Кимом Трамп постарался заручиться поддержкой главных союзников, проведя телефонные беседы с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином и премьер-министром Японии Синдзо Абэ, которые на протяжении нескольких месяцев поддерживают тесное взаимодействие с Белым домом.
Именно благодаря диалогу, который Мун установил с Кимом накануне Зимних Олимпийских игр, проходивших в Южной Корее в феврале, активизировались дипломатические контакты, которые завершились встречей Трампа и Кима.
Во вторник на заседании кабинета министров в Сеуле Мун заявил, что от волнения не мог спать. «Я присоединяюсь ко всем людям, которые страстно желают, чтобы саммит прошел успешно, благодаря чему у нас была бы достигнута полная денуклеаризация, воцарился мир, и началась новая эра в отношениях между двумя Кореями и Соединенными Штатами», — сказал Мун.
Наблюдая на большом телеэкране, как Ким и Трамп обмениваются рукопожатиями, пассажиры, находившиеся на главном железнодорожном вокзале Сеула, аплодировали.
«Надеюсь, что теперь вражда утихнет», — сказал 24-летний студент Лим Сен Гю, который готовится к службе в южнокорейской армии.