Вот шесть причин, делающих выборы в Турции совершенно особенными. Но может ли Эрдоган проиграть?
Одного из кандидатов в президенты обвиняют в терроризме, он сидит в тюрьме. Против другого подан иск в связи с оскорблением президента. Сам президент отказывается участвовать в (предвыборных) дебатах. Вот то, что вам стоит прочитать, если вы хотите лучше разобраться в президентских и парламентских выборах в Турции 24 июня.
1. За делами об оскорблении чести и достоинства дело не станет
Следует хорошенько следить за всеми новостями о том, кто кого из политиков обвиняет в оскорблении чести и достоинства.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган — ветеран игры. В ходе этой предвыборной кампании он подал иск на самого своего жесткого конкурента Мухаррема Индже из Республиканской народной партии CHP и потребовал почти 200 тысяч крон в качестве компенсации. Иск появился после того, как Индже стал утверждать, что Эрдоган ездил в Пенсильванию в США на встречу с Фетхуллахом Гюленом, якобы являющимся «мозгом» попытки переворота в 2016 году.
Когда Эрдоган позднее в ходе избирательной кампании обвинил Индже в том, что тот получает инструкции от Гюлена в ходе избирательной борьбы, Индже ответил подачей иска против Эрдогана.
Факты: Выборы в Турции в 2018 году
24 июня туркам предстоит избрать новый парламент и нового президента.
Если никто из кандидатов не наберет более 50% голосов, два кандидата, получившие наибольшее количество голосов, продолжат участие во втором туре, который состоится 8 июля.
Изменения конституции, получившие на прошлогоднем референдуме одобрение большинства, наделяют президента еще большей властью.
Вот шесть кандидатов в президенты:
Реджеп Тайип Эрдоган от умеренно исламистской правоцентристской Партии справедливости и развития (AKP).
Мухаррем Индже из светской левоцентристской Республиканской народной партии (CHP).
Мерал Акшенер из новоиспеченной Хорошей партии.
Селахаттин Демирташ от прокурдской и левой Народной демократической партии (HDP).
Темель Карамоллаоглу от консервативной исламистской партии Saadet (Партии добродетели).
Догу Перинчек от левой, но националистической партии Vatan (Патриотической партии).
2. Угрозы покушений и насилие — дело обычное
Сообщение об угрозах и нападениях с применением насилия поступают практически ежедневно. Хуже всего было тогда, когда один местный политик из Партии справедливости и развития решил посетить город Сурук на юге Турции, на самой границе с Сирией.
Он планировал пообщаться с местными бизнесменами, но перепалка с владельцами магазинов привела к столкновению со смертельным исходом. Погибли три человека, включая старшего брата политика. Еще девять человек пострадали.
Негативную реакцию вызвало выступление Эрдогана на съезде партии, когда он попросил ее членов «держать избирателей под пристальным контролем», чтобы помешать Народной демократической партии преодолеть избирательный барьер в 10%. Видео с этим заявлением стало фаворитом интернета.
3. Один из кандидатов в президенты сидит в тюрьме
Харизматичному Селахаттину Демирташу в 2015 году удалось сделать так, что Народная демократическая партия преодолела невероятно высокий барьер в 10%, установленный в Турции. Это означало, что партия оказалась представленной в парламенте довольно сильной фракцией.
Народная демократическая партия обвиняется в том, что она связана с Курдской рабочей партией, на которую повесили ярлык террористической, что сама партия отрицает. Лидер партии Демирташ был лишен своей парламентской неприкосновенности и арестован в ноябре 2016 года по подозрению в терроризме и оскорблении Эрдогана.
Тем не менее, он является кандидатом от Народной демократической партии и ведет избирательную кампанию из тюремной камеры. Он часто шутит по поводу того, что единственное вспомогательное техническое средство, которое есть у него в камере, это маленький чайник.
4. Дебаты между лидерами партий на телевидении отсутствуют
В западных демократиях для политиков важно произвести хорошее впечатление на телевидении и успешно участвовать в теледебатах. О последнем турецкие кандидаты в президенты могут не беспокоиться.
Дело в том, что дебатов между кандидатами нет. Один из крупнейших телеканалов планировал трансляцию дебатов в ходе избирательной кампании этого года, но президент Эрдоган сказал «нет». И программу отменили.
Вместо этого политики активно ругают своих противников перед своими полными энтузиазма сторонниками. И отвечают на оскорбления в Твиттере. Или через своих адвокатов (см. пункт 1).
5. Президент Эрдоган — всегда новость. В отличие от соперников
Пока президент Реджеп Тайип Эрдоган в ходе избирательной кампании провел 14 больших предвыборных встреч. Телеканалы освещали в прямом эфире каждую минуту, что Эрдоган находился на сцене.
Мухаррем Индже — вероятно, его самый сильный соперник — принял участие более чем в 80 встречах с избирателями. Но его предвыборные встречи регулярно освещают лишь несколько телеканалов. Большинство телеканалов его полностью игнорируют.
6. Выборы влекут за собой не только обещания, но и подарки
Партия справедливости и развития, бесспорно, является самой популярной у турецких бедняков. Те, кто критикует партию, считают, что партия обеспечила себе поддержку, раздавая бедным подарки накануне каждых выборов, например, бесплатный уголь.
В течение 2015 года парламентские выборы в Турции проводились дважды.
«Зимой 2015-2016 года воздух в Стамбуле был просто чудовищный из-за загрязнения, связанного с низким качеством угля», — говорит журналист Гюркан Озтуран (Gürkan Özturan).
О чем говорят опросы общественного мнения:
Президентские выборы
По данным опросов общественного мнения, нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган — явный фаворит. Он вновь победит, как и на всех выборах за последние 15 лет. По данным некоторых опросов, он получит более 50% уже в первом туре выборов.
Впрочем, наиболее вероятно, что второй тур выборов 8 июля все-таки состоится.
«Шансов на то, что Эрдогану удастся набрать 50% голосов уже в первом туре, очень мало», — считает журналист Гюркан Озтуран.
Тот, кто близок к тому, чтобы стать вторым — харизматичный лидер Республиканской народной партии Мухаррем Индже. Он происходит из религиозной консервативной семьи и регулярно молится. Так он еще и апеллирует к более религиозным избирателям. Вопрос заключается в том, может ли быть второй тур, и если да, то удастся ли Индже обеспечить себе поддержку расколотой оппозиции.
Мерал Акшенер выдвинула себя в кандидаты в президенты еще до того, как было решено проводить выборы 24 июня. Она — кандидат от националистической партии, поддерживающей Эрдогана, но в прошлом году основала собственную партию, Хорошую партию. Впрочем, популярность ее, по данным опросов общественного мнения, снижается, и ей придется очень сильно постараться, чтобы стать президентом.
Парламентские выборы
Правительственная Партия справедливости и развития добилась успеха благодаря своей умеренной исламистской политике — правее от центра. Несмотря на высокий уровень инфляции и ненадежный курс лиры, у этой партии вновь есть шанс стать самой большой из представленных в парламенте партий.
Крупнейшей оппозиционной партии — Республиканской народной партии — никогда не удавалось получить больше 30% голосов, и ничто не предвещает, что на этот раз будет иначе.
Прокурдская и левая Народная демократическая партия вновь будет бороться за то, чтобы преодолеть 10% барьер.
Националистическая Хорошая партия также рассчитывает набрать больше 10% голосов и таким образом создать солидную фракцию в национальном собрании.