Нарушение международного права — удар по правовому государству
Мы клеймим Польшу и Венгрию за погрешности в соблюдении принципов правового государства (вообще из лучших побуждений), а у нас на глазах развивается другое явление, которое, однако, пока никто не осуждает, и оно, напротив, остается незамеченным. Речь идет о том, что некоторые страны-члены ЕС хотят снять антироссийские санкции. Разве это не двойные стандарты?
Соблюдение принципов правового государства — одна из ценностей ЕС, изложенная в параграфе два Договора о Европейском союзе. Несоблюдение этих принципов может привести к санкциям согласно параграфу семь этого договора. Частью права является и международное право, соблюдение которого относится к принципам ЕС, как следует из параграфов 3/5 и 21/1 Договора. Важность соблюдения международного права подтверждает классическое высказывание: внутригосударственное право определяет, КАК нам жить, и от соблюдения международного права зависит, будем ЛИ мы жить вообще.
Много говорят о нарушениях принципов правового государства в Польше и Венгрии. И на то есть убедительные основания. Однако наряду с Польшей и Венгрией мы не должны забывать и о других, в частности об Италии и Греции, которые добиваются отмены, точнее отказа от продления санкций против России. Эти санкции вводились из-за нарушения международного права — аннексии Крыма и войны на Восточной Украине. Если говорить о Крыме, то речь идет об исключительно вопиющем нарушении Будапештского меморандума от 1994 года, в котором Россия, США и Великобритания обязались соблюдать границы Украины в обмен на то, что она откажется от ядерного арсенала. Оккупация Крыма стала первым изменением границ в Европе после Второй мировой войны, если забыть о российской оккупации части Грузии.
Эти страны предлагают отменить санкции против России, не предлагая никаких альтернативных вариантов для того, чтобы наказать за это вопиющее нарушение международного права. Похоже, они мечтают о том, чтобы это нарушение не повлекло за собой никаких правовых последствий. Я не буду делать предположения, является ли это следствием западного непонимания российского империализма или успешного российского влияния на политику во многих государствах (не исключая Чехии). Стоит отметить тот факт, что на недавнем обсуждении в Европейском парламенте ситуации в Грузии Федерика Могерини ни разу в своем выступлении так и не решилась сказать слово «оккупация».
Соблюдение международного права — один из принципов правового государства, а стремление оставить нарушение права безнаказанным, наоборот, противоречит принципам правового государства. Я уверен, что, добиваясь отмены санкций, правительства некоторых стран-членов своими действиями полностью отвечают тому, о чем идет речь в первой статье параграфа семь Договора о Европейском Союзе. А там сказано: «Существует явная опасность, что одна из стран-членов серьезным образом нарушит ценности…»
Автор — депутат Европейского парламента от партии христианских демократов (KDU-ČSL) и председатель комитета по правовым вопросам в Европейском парламенте.