Санкт-Петербург — Многие болельщики Чемпионата мира наслаждаются в России не только спортом, но и культурой. Организация Чемпионата мира по футболу и отзывчивость простых русских людей восхищают туристов.
За стеклом — картина, на которой изображена молодая мать, кормящая грудью своего ребенка. В зал потихоньку проходят люди. За маленьким красным флажком следуют китайцы. За ними виден флаг Бразилии, а за ним — звездно-полосатый флаг США. Конца очереди не видно.
Слышна тихая речь на китайском, португальском, испанском, арабском, английском. Никто не шумит.
У застекленной картины многие останавливаются. Рассматривают женщину и младенца. Делают снимки без вспышки.
Мы находимся в зале петербургского Эрмитажа. Женщина — Дева Мария, а младенец — Иисус. Они изображены на картине, известной как «Мадонна Литта».
В Эрмитаже принято считать, что автором картины является Леонардо да Винчи, но некоторые ученые полагают, что ее написал Джованни Больтраффио или Марко д'Оджоно — ученики Леонардо. Споры об авторстве картины не прекращаются.
Однако имена людей, фотографирующих полотно, нам известны точно. Это 26-летний Давид Пльего (David Pliego) и 30-летняя Элиза Очоа (Elisa Ochoa). В Россию они приехали на Чемпионат мира по футболу, а в Эрмитаж пришли, чтобы увидеть царский Зимний дворец, сокровищами которого можно любоваться бесконечно.
Как и для тысяч других приехавших в Россию болельщиков, спорт и культура им интересны одинаково.
Пльего и Очоа болеют на Чемпионате за свою родную Мексику, но живут они в Мадриде, который так же, как и Санкт-Петербург, славится своими дворцами и сокровищами искусства.
О Чемпионате мира у них только хорошие впечатления.
«Люди очень дружелюбные и приветливые», — говорит Очоа.
«Передвигаться легко, еда хорошая», — восхищается Пльего.
Несмотря на имена и место жительства в Северной Америке, они — египтяне до мозга костей.
«Сборная по футболу для египтян — общая религия», — считает Эндрю Вахба.
Тинави рассказывает, что каждый из них заплатил по три тысячи долларов, чтобы попасть в Россию на матчи египетской сборной. Сначала они отправились в Екатеринбург, а оттуда — в Санкт-Петербург. Они видели, как Египет проиграл и Уругваю, и России.
Их особенно расстроил проигрыш в матче с Россией и утрата возможности продолжить участие в Чемпионате.
«Но люди нас поддерживали. В качестве утешения нам налили водки в «Макдональдсе».
В Эрмитаже троица захотела посетить зал Египта.
«Это было очень здорово! Саркофаги и много всего интересного. Там даже мумия есть», — говорит Вахба.
Но все же главная цель путешествия — футбол.
«В прошлый раз Египет участвовал в Чемпионате мира 28 лет назад. Никто из нас тогда еще даже не родился. Такая возможность может представиться только раз в жизни», — рассуждают Тинави и Фахми.
С другой стороны, еще не родился и такой финн, который увидел бы, как сборная его страны выступает на Чемпионате мира по футболу.
«Может быть, вы тоже попадете, когда на Чемпионат будут приглашать 48 стран», — утешает Тинави.
Или 128.
Во дворе Эрмитажа на бетонном постаменте сидит мужчина в желтой рубашке. Его прическа напоминает ту, что была в свое время у аргентинских футболистов. Его зовут Аль Чава (Al Chawa), родился он в Сирии, живет в Швеции, а царский Зимний дворец он уже видел.
Он дожидается вечера, когда сможет отправиться в фан-зону, чтобы посмотреть матч Швеции и Германии, который Швеция, в конце концов, проиграет. Но пока никто об итогах матча еще не знает, в том числе и Аль Чава.
Сейчас он говорит:
«Спорт и культура — это отличное сочетание. Утром — культура и достопримечательности, вечером — футбол».
Чемпионат в России он комментирует так же, как и остальные собеседники «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat): большое впечатление произвело дружелюбие россиян.
«В России все не так, как показывают в сериалах. Никакой мафии, грабежей и так далее. И хотя русские говорят только на родном языке, они пытаются помочь, показать дорогу, объяснить что-нибудь жестами, — говорит Чава. — Футбол объединяет всех».
Когда мы покидаем Эрмитаж, навстречу нам попадается 38-летний Мазин (Mazin) из Судана. На импровизированной мантии, которую он набросил на плечи, изображены флаги разных стран. Однако в его футбольном сердце есть место только для трех стран: Судана, Египта и Швеции.
Мазин рассказывает, что защитил в Швеции диссертацию. Он поддерживает на Чемпионате мира сборные, в которых нет звезд, но которые все равно борются.
«В аргентинской сборной 20 звезд, но они не борются», — говорит он.
Атмосферой Чемпионата мира Мазин наслаждается по полной. Под мантией виднеется футболка с изображением Путина, который держит в руке пистолет.
«Я люблю Путина. Очень сильный мужчина», — говорит он и улыбается.
Он прощается, приставив руку к голове, и направляется к Эрмитажу.
Праздник футбола и культуры продолжается.
Факты
Один из крупнейших музеев в мире
Эрмитаж расположен на берегу Невы в императорском Зимнем дворце, построенном в 1762 году, и в окружающих его зданиях. В музее — 365 залов.
Эрмитаж — один из крупнейших музеев культуры, истории и изобразительных искусств.
Музейное собрание включает почти три миллиона предметов искусства. Если каждое изучать по одной минуте, то на это в общей сложности уйдет пять с половиной лет.
В собрании Эрмитажа — творения Рубенса, Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Огюста Ренуара, Поля Гогена, а также самая крупная в мире коллекция Рембрандта.