Отравление «Новичком» в Уилтшире расследует контртеррористическая полиция.
Чем вызвана обеспокоенность по поводу инцидента в Эймсбери, графство Уилтшир?
Проживавших в Эймсбери Дон Стерджесс (Dawn Sturgess) и Чарли Роули (Charlie Rowley) в субботу вечером отвезли в больницу. По словам полиции, вначале было подозрение, что отравление связано с наркотиками, однако врачи не сумели определить, что это за вещество.
В той же самой больнице лечили российскую пару Сергея и Юлию Скрипалей, которые пострадали в Солсбери от нервно-паралитического отравляющего вещества «Новичок», и врачей встревожили сходства.
Во вторник полиция Уилтшира, обостренно реагирующая на происходящее после атаки в Солсбери, назвала этот случай «серьезным инцидентом». Всю среду полиция и власти говорили, что выводов пока не делают и рассматривают разные версии. Это могло быть нечто «зловещее», связанное с атакой на Скрипалей, а с другой стороны, этому могло иметься совсем другое объяснение. Полиция заявила, что ждет результатов экспертизы и анализов таинственного вещества.
В среду вечером она объявила, что анализы показали наличие нервно-паралитического отравляющего вещества «Новичок», изначально разработанного в России. Его использовали при отравлении Скрипалей, намазав им дверную ручку.
Бывший командир британского полка химической, биологической, радиологической и ядерной защиты Хэмиш де Бреттон-Гордон (Hamish de Bretton-Gordon) сказал, что ключевой элемент в этом деле — географическая близость между Эймсбери и Солсбери. «Если бы это случилось в другом месте, на это бы вряд ли обратили серьезное внимание, — заявил он. — Власти обеспокоены тем, что люди могли случайно пострадать от событий в Солсбери».
Почему прозвучавшее утром в среду заявление уилтширской полиции вызвало панику в Уайтхолле и Вестминстере?
Это заявление стало неожиданностью. Оно было сделано ночью, и многие официальные лица узнали о нем, когда проснулись утром.
Почему анализы делали в секретном центре биологической войны Портон-Даун?
Обычно такие анализы проводят на месте в больнице или в другом медицинском учреждении. Но Портон-Даун находится неподалеку, и в случае со Скрипалями его специалисты идентифицировали «Новичок». Этот опыт помог им легче и быстрее установить наличие «Новичка».
Что будет теперь?
В первую очередь полиция должна установить, как и где эта пара могла вступить в контакт с «Новичком», и почему это всплыло спустя несколько месяцев после отравления Скрипалей. Полиция занимается обеззараживанием Солсбери, а министерство здравоохранения заверяет, что никакой опасности для населения нет.
Вторая задача — установить, не из одной ли партии «Новичок», использованный при первом и втором отравлениях.
Каковы будут дипломатические последствия?
Британское правительство и разведслужбы уже обвинили российское государство в том, что оно причастно к атаке на Скрипалей, и назвали безответственным актом первый после Второй мировой войны случай применения нервно-паралитического отравляющего вещества на территории Европы.
Правительство может заявить, что очередные жертвы являются еще одним доказательством безрассудства.
Этот инцидент случился в момент, когда Россия улучшает свой имидж, успешно проводя Чемпионат мира. Но здесь гораздо важнее другой момент. Отравление произошло менее чем за неделю до саммита НАТО в Брюсселе, на котором будет обсуждаться вопрос о том, что трансатлантическому альянсу делать с Россией, а также накануне встречи Дональда Трампа и Владимира Путина. Поднимет ли Трамп этот вопрос?