В плену гигантомании

Строительство мостов в России как средство распила бюджета.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мост через Керченский пролив еще не сдали в полном объеме, а в Москве всерьез озаботились новой стройкой века. На этот раз Путин поручил проработать вопрос о строительстве мостового перехода на остров Сахалин через пролив Невельского. Все это напоминает советские стройки гигантов от московских высоток до Байкало-Амурской магистрали.

Мост через Керченский пролив еще не сдали в полном объеме, а в Москве всерьез озаботились новой стройкой века. На этот раз Путин поручил проработать вопрос о строительстве мостового перехода на остров Сахалин через пролив Невельского.

Все это напоминает советские стройки гигантов от московских высоток до Байкало-Амурской магистрали. Страна фактически голодала, в разрушенных войной городах катастрофическая нехватка жилья, а на возведение сталинских высоток тратятся огромные деньги и самое главное — крайне дефицитные строительные материалы. Да когда проблемы людей в России волновали власть.

Чешский реформатор и будущий секретарь ЦК компартии Чехословакии Зденек Млынарж, который в то время учился вместе с Михаилом Горбачевым на юридическом факультете в Московском университете, на практике прокуратуре был свидетелем такой сцены. Жители прилегающих к университету районов пришли жаловаться на то, что их отключили от электроэнергии, так как ее не хватало на освещение нового здания на Ленинских горах. Прокурор их выгнал и пригрозил мерами, понятно какими, если они дальше пойдут жаловаться.

Российские торговые сети отмечают снижение среднего чека, то есть траты одного покупателя за одно посещение магазина. У «Магнита», который до сих пор является самой крупной сетью в России по числу магазинов, во втором квартале упал трафик, то есть поток покупателей, на 2,1%. Снизились на 5,2% сопоставимые продажи, то есть продажи без учета недавно открытых магазинов. Не лучше дела и других торговых сетей. Граждане экономят на продуктах.

И в это время государство заботится только об одном — какие еще гигантские инфраструктурные проекты запустить. В этом смысле самыми выгодными с пропагандистской точки зрения являются длинные газопроводы хоть на запад, хоть на восток, хоть на юг и мосты. Одна проблема с переходами через реки и моря — где строить, чтобы шуму было побольше и с деньгами для нужных людей все в порядке.

Последнее обстоятельство приобретает важнейшее значение. Все понимают, что мосты нужны. Только построить их везде и всюду нет возможности. Приходится выбирать и критерием здесь служат не экономические параметры, а совсем другие.

Про мост через Керченский пролив говорить не приходится. Никакой экономики в его строительстве не было по определению. Сплошная политика и пропаганда. На гребне крымнашевской эйфории такое строительство удалось пропихнуть очень легко. При этом на федеральных телеканалах не рассказали гражданам прославляющих крымнаш, что самый длинный мост в мире Гранд Даньян — Кушань через дельту реки Янцзы имеет длину 165 км. Для сравнения мост через Керченский пролив протяженностью всего 19 км. Метр китайского моста стоил 8,8 тысячи долларов, крымского — 200 тысяч долларов. Китайский мост длиннее в 8,7 раз, а стоит в 22,7 раза дешевле. При этом сложность строительства первого ничуть не меньше, чем второго. Вот это настоящий русский размах в распиливании бюджетных средств.

Вот отгремели фанфары по поводу открытия моста через Керченский пролив, и стала проблема: что строить дальше? Логика подсказывает, что на достигнутом останавливаться нельзя. Вот и подкатился к Путину губернатор Сахалина Олег Кожемяко с проектом строительства мостового перехода с материка на остров. И президент дал правительству задание проработать вопрос.

Эта новость сильно взволновала жителей Якутска. Ведь им уже 38 лет обещают мост через реку Лена. В 2013 году Росавтодор объявил конкурс на строительство моста. Цена контракта составляла 56 миллиардов рублей, а общая стоимость строительства — более 73 миллиардов. Длина моста через Лену немного более 3 км, подъездных путей к нему — около 20 км. Однако строить не стали, так как всю обедню жителям Якутска испортил мост в Крым. Отметим, что пользоваться мостом через Лену будут более 1 миллиона человек, большая часть населения Якутии.

Мост на Сахалин примерно в два раза длиннее. Его морская часть около 7,5 км, но необходимо еще проложить 580 км новой железной дороги со стороны Транссибирской магистрали и модернизировать железнодорожную сеть Сахалина длиной 780 км. В общем проект тянет на 540 миллиардов рублей, но при этом в из федерального бюджета предполагают выделить только 240 миллиардов. Где возьмут остальные история пока умалчивает.

Все выглядит как-то странно. Неблагополучно обстоят дела со строительством дальневосточного моста через реку Амур из Благовещенска в китайский город Хэйхэ. Его протяженность чуть более километра, стоимость — 18 миллиардов рублей, из них 12 миллиардов должна потратить Россия. Амур река очень своенравная. Его китайское название Хэйлунцзян переводится как Черный Дракон. В июле река обрушила четыре пролета временного рабочего перехода и стройка вообще остановилась.

Еще хуже ситуация в Хабаровском крае. Там на строительстве моста в Китай российской стороне нужно было построить всего 309 м за 9 миллиарда рублей, китайской — 1 км 900 м. Китай построил свою часть еще два года назад, а со стороны России ничего не делается. В очередной раз сроки работ сдвинуты на 2019 год и не факт, что мост вообще достроят.

Возникает вполне обоснованный вопрос. Если столько недостроенных мостов, транспортный переход через Лену премьер-министр Медведев обещал начать строить лет через 10 и только при условии, что найдутся деньги, то почему затевают новое гигантское строительство на Сахалин и в дальнейшем в Японию через пролив Лаперуза на остров Хоккайдо.

Об этом во время Восточного экономического форума во Владивостоке в сентябре 2017 года заявили вице-премьер Игорь Шувалов и министр транспорта Максим Соколов. Предполагаемая стоимость постройки может достигнуть 1 триллиона рублей. По мнению российских экономистов, такие затраты не окупятся никогда.

Ответ нужно искать не в области строительства, финансов или экономики. С этой точки зрения мост на Сахалин также не окупится, так как при населении острова и прилегающих к нему территорий на материке около 500 тысяч человек транспортный поток будет недостаточным.

Ответ находится в области политики и международного положения. Санкции США имеют очевидную тенденцию нарастать. В Конгресс вносят новые законопроекты.

В частности, сенаторы республиканец Линдси Грэм и демократ Роберт Менендес предполагают в ближайшее время внести проект санкционного билля. Он включает ужесточение санкций против «энергетического и финансового секторов России», усиление мер против «российских олигархов и полугосударственных структур». Пункт о «санкциях против российского суверенного долга», который, как нетрудно предположить, означает запрет на операции с российским долговыми бумагами. Тем самым будет фактически закрыт западный финансовый рынок. Законопроект еще не внесен, а курс рубля отреагировал достаточно нервно понижением по отношению к доллару и евро.

В этих условиях стремительно возрастает вероятность принятия еще более жестких мер против олигархов из окружения Путина. Для компенсации довольно серьезных убытков и затевают строительство объектов, в данном случае мостов, экономически нецелесообразных.

Построят или не построят, сейчас никто не скажет. Потом долго будут искать виновных, если вообще начнут заниматься этим неблагодарным делом. Зато нужные люди сумеют компенсировать за счет бюджета свои потери от американских санкций.

Какой смысл строить мост через Лену стоимостью 70 миллиардов рублей, если впереди маячит перспектива освоить 1 триллион рубрулей моста на Сахалин и далее в Японию. Это в 14,3 раза больше и во столько же раз привлекательнее в смысле распила и воровства.

История с увеличением пенсионного возраста и сужением возможностей бюджета только начинается. России обещают жаркую осень, так что в самый раз затеять грандиозный проект. Иначе завтра будет поздно.

 

Обсудить
Рекомендуем