Мытищи — Судя по результатам опросов, рост цен, бедность и высокий уровень безработицы из года в год остаются главными причинами для беспокойства россиян. В свой четвертый президентский срок Владимиру Путину необходимо поднять уровень жизни граждан, чтобы сохранить свою популярность.
«Стоимость жизни растет. Резких скачков нет, но все же», — говорит 35-летний Юрий Дрогайцев. Он — отец семьи из четырех человек, которая живет в Мытищах, городе к северо-востоку от Москвы.
«Поскольку цены растут равномерно и постепенно, к этому можно приспособиться», — говорит он.
Его семья живет в пригороде и принадлежит к обычному среднему классу. Дрогайцев — руководитель проектов на предприятии, которое занимается программным обеспечением. Жена Людмила Дрогайцева — гид, но сейчас она не работает и сидит дома с трехлетним Алексеем и годовалой Ольгой.
Согласно исследованию, проведенному в этом году независимым Левада-центром, 63% россиян обеспокоены ростом цен, 47% — бедностью, 40% — ростом безработицы. Эти три аспекта тревожили россиян сильнее всего по меньшей мере с 2004 года — за исключением одного года, когда обеспокоенность коррупцией немного обогнала вопросы безработицы. Низкий уровень демократии и свободы слова все эти годы волновал не более 5% россиян.
За последний год россияне стали меньше переживать из-за роста цен. По мнению экономиста Ольги Изрядновой, побеседовавшей с газетой «Известия», это частично связано с тем, что люди адаптировались к неоднозначной ситуации в экономике.
Российская экономика постепенно выходит из кризиса, который начался в стране в 2014 году. Основными причинами кризиса стали падение цен на нефть, главный экспортный товар России, а также антироссийские санкции и ответные санкции, вызванные кризисом на Украине.
Согласно прогнозу майского отчета Всемирного банка, рост экономики в России должен составить 1,5-1,8% в год. Это значительно ниже средних мировых показателей, которые составляют примерно 3%.
Однако неуверенное восстановление экономики мало сказалось на уровне жизни граждан страны. Зарплата Дрогайцева, по его словам, увеличивалась в прошлом году вместе с ростом цен — но лишь потому, что он продвигался по карьерной лестнице.
«Это нетипичная ситуация. Зарплата многих моих знакомых не увеличилась, — говорит он. — Я и сам несколько месяцев искал себе новое рабочее место, где можно было бы получать больше».
Его семья тем не менее не умирает от голода. Например, они покупают большую часть продуктов в ближайшем магазине, где более дорогие и в то же время более качественные товары.
Сейчас в России пользуются популярностью отечественные продукты, поскольку иностранные товары из-за ответных санкций теперь достать тяжелее — по крайней мере, по приемлемой цене. Многие зарубежные импортные товары удалось компенсировать отечественными, но качество продуктов часто оставляет желать лучшего. Стали появляться подделки.
Проблема некачественных продуктов вызывает беспокойство и у Дрогайцева, отца двух маленьких детей.
«Контроль качества низкий, поэтому производители прибегают к разным уловкам».
Он не считает, что санкции сильно сказались на продуктовых предпочтениях его семьи. Правда, из последней поездки в Словению он все же привез домой разные сыры и нарезки.
«Я знаю людей, которые очень злятся из-за того, что не могут купить некоторые санкционные продукты».
Инфляция, то есть рост цен, значительно снизилась по сравнению с 2014 и 2015 годами, когда она превышала 10%. Как сообщил Центральный банк Российской Федерации 27 июля, в июне 2018 года инфляция составила 2,3%. Однако в следующем году, по его прогнозам, инфляция превысит 4%.
Причина такого подъема — одобренное Госдумой повышение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%.
Рост цен не должен затронуть базовые продукты питания, лекарства и литературную продукцию. Здесь НДС остается на уровне 10%. А вот цены на бензин вновь должны подняться.
Таким способом пытаются залатать дыры в государственном бюджете. Рост НДС вызвал недовольство у многих. Проводятся демонстрации, на которых граждане также высказываются против повышения пенсионного возраста.
Однако Дрогайцев не очень расстроен ростом НДС.
«Я верю в лучшее. Но, похоже, жизнь стала тяжелее».