Как решить ребус на востоке Европы?

Является ли федерализация выходом для Украины?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Только процесс федерализации может спасти Украину от окончательного краха и развала. Федерализация положила бы конец конфликту на Украине и обеспечила бы таким регионам, как Донецк и Луганск, автономию. Процесс должен затронуть всю Украину, регионы должны получить определенную автономию по отношению к центральной киевской власти. Федерализация — это регионализация и децентрализация.

Недавно бывший украинский премьер-министр Юлия Тимошенко, объявляя о том, что будет баллотироваться на президентских выборах весной следующего года, предложила провести референдум об изменениях в системе управления и политическом устройстве страны. По мнению этого своеобразного политика, который является одним из фаворитов предстоящих выборов, Украина превратилась бы в своего рода «канцлерскую республику», в которой рычагами власти будут пользоваться председатель правительства и парламент. Многие политические эксперты, которые следят за деятельностью Тимошенко и ее политической партии «Всеукраинское объединение Батькивщина», восприняли ее заявления как сигнал украинским элитам о том, что необходимо провести определенную федерализацию страны. Несмотря на тот факт, что публично Тимошенко отвергает планы по изменению политической формы украинского государства, ее ближайшие соратники и эксперты утверждают, что она, будучи очень опытным политиком, поняла: только процесс федерализации может спасти Украину от окончательного краха и развала.

Что подразумевается под федерализацией? Совершенно точно федерализация положила бы конец конфликту на Украине и обеспечила бы таким регионам, как Донецк и Луганск, автономию. Однако этим процесс не ограничился бы, и федерализация затронула бы всю Украину. Все или многие украинские регионы получили бы определенную автономию по отношению к центральной киевской власти. Федерализация равно регионализация равно децентрализация.

Разумеется, Тимошенко не единственный представитель политической элиты, готовый поддержать федерализацию или регионализацию страны, в ходе которой учитывалось бы этническое и культурное разнообразие Украины. Вот уже более четырех лет, то есть с начала украинского кризиса в 2014 году, представители Европейского Союза во главе с немецким канцлером Ангелой Меркель тщетно пытаются склонить украинское руководство, продукт евромайдановской революции, к идее федерализма. Еще в августе 2014 года, когда война на Донбассе шла полным ходом, Меркель предложила украинскому президенту Петру Порошенко немедленно начать процесс децентрализации Украины. На совместной с украинским лидером пресс-конференции Меркель заявила: «То, что мы в Германии считаем федерализмом, на Украине называется децентрализацией. Но разницы нет. И это является важным шагом для того, чтобы русскоязычное население чувствовало большую принадлежность к Украине, чтобы оно оставалось с Украиной. И я думаю, этот процесс нужно продолжать».

В июне текущего года президент России Владимир Путин сказал нечто подобное в интервью австрийскому телеканалу ORF. Путин заявил, что федерализация и отказ от идеи войти в НАТО могут решить украинскую проблему. «А ведь я напомню, это, знаете, такие вещи, о которых мало кто знает, но идеологи украинской независимости, украинские националисты еще в 19 веке говорили о необходимости формирования самостоятельного, независимого от России украинского государства. Но многие из них говорили о необходимости сохранения очень хороших отношений с Россией, говорили о необходимости формирования независимого украинского государства на федеративных принципах и так далее. Уже тогда. А сегодня, на мой взгляд, это один из вопросов, который является наиболее острым внутри самой Украины. Но это делается, конечно, самой Украиной. Что касается нейтрального статуса, то это вопросы, которые должен определить сам украинский народ и украинское руководство. Для нас, для России, это важно с той точки зрения, чтобы на территории Украины не появились какие-нибудь военные объекты, которые угрожали бы нашей безопасности. Например, новые комплексы противоракетной обороны, которые бы старались купировать наш ядерный потенциал».

Современный проект децентрализации Украины прорабатывался правительственными экспертами еще во времена президента Леонида Кучмы в 90-х. Бывший украинский лидер правильно понимал, что крайне сложно сохранить государство в его границах, оставив его унитарным. В конце концов, население Украины — это не только украинцы. Украина — страна многонациональная и мультикультурная. Да, украинцы составляют наиболее многочисленную часть населения, но в нем есть и русские, и молдаване, и болгары, и румыны, и поляки, и венгры. Согласно переписи населения 2001 года, доля украинцев достигала 77%, русских — 17%, а остальных национальных меньшинств — около одного процента. Большая часть нацменьшинств проживает в нескольких регионах, в частности в приграничных областях Украины. Предоставление хотя бы этим регионам автономии стало бы спасительным решением, которое укрепило бы страну. Однако когда после оранжевой революции 2004 года к власти пришел Виктор Ющенко, проект регионализации отложили в сторону и забыли.

За время правления Виктора Януковича идея федерализации снова обрела популярность и стала привлекательной для власти и общественности. Значительная часть правящего истеблишмента считала федерализацию лекарством для профилактики распада государства на множество частей. И даже будущий евромайданский лидер Арсений Яценюк откровенно признавал необходимость предоставить бóльшую автономию восточным и западным украинским регионам. Однако впоследствии, уже став премьер-министром, Яценюк проводил совершенно другую политику, которая спровоцировала пророссийский мятеж на востоке страны, а затем — войну на Донбассе.

В начале 2015 года Украина подписала договоренности в Минске (так называемый Минск-2), которые предполагали децентрализацию Украины и предоставление особого статуса мятежным регионам (Донецку и Луганску). Несмотря на это, Порошенко упорно отказывается выполнять собственные обязательства по договору. Отчасти он поступает так потому, что сам не согласен с этим планом, а отчасти — из-за воинственной националистической киевской политики и общественности. Порошенко оправдывается сильным сопротивлением парламента, Верховной Рады, которая блокирует все шаги на пути к регионализации договоренностей. Однако подобные объяснения не слишком убедительны, поскольку Порошенко не раз принуждал парламент голосовать за выгодные ему самому законы. Вот конкретный пример: президенту Украины удалось убедить Верховную Раду поддержать кандидатуру Юрия Луценко на пост генерального прокурора, хотя у того нет специального профильного образования для этой должности.

Время идет, конфликт на востоке не утихает, а Украина живет в долг у Европы и США. Уже даже западные интеллектуалы и политические круги понимают, что на Украине творится бардак. Теперь и западные эксперты призывают к федерализации, как к последнему шансу на сохранение целостности страны и созданию институциональной и административной основы для экономического оздоровления и роста. Американский политолог Даниэль Уорнер полагает, что новых этнических конфликтов Украине не избежать, если она сохранит унитарное устройство. Он утверждает: «Этнические группы, которые живут на Украине, совершенно по-разному смотрят на будущее страны. В подобной ситуации федерализация кажется идеальным решением — во всяком случае, более приемлемым, чем гражданская война или раздел страны на несколько частей».

Другой вариант, который рассматривают эксперты, предполагает кипрский сценарий. Благодаря ему после турецкого вторжения на остров и войны конфликт на Кипре был прекращен. Кипр разделен согласно линии разграничения ООН на южную законную греческую часть и северную незаконную часть, оккупированную турками. Остров остается разделенным, и за соблюдением раздела надзирают голубые каски. Нечто подобное существует и на Донбассе, где, однако, все еще идет война и нет миссии ООН.

Еще один вариант — «дейтонизация». В этом случае Украина перестала бы быть субъектом международных отношений, став их объектом. Если бы это произошло, то Украина не смогла бы сама решать проблему конфликта, и вместо нее этим занялись бы иностранные субъекты. Их конфедеративное решение было бы аналогично Дейтонскому соглашению о Боснии и Герцеговине. Так Украина превратилась бы в международный протекторат, сформированный по конфедеративному принципу из двух энтитетов. Мятежные регионы получили бы особый статус, а Украина — международные институты, которым бы подчинялись украинские органы. Хотя это решение некоторым экспертам кажется приемлемым и хотя оно, конечно, лучше кипрского варианта (ведь оно обеспечивает определенную интеграцию), лучше было бы не превращать Украину в протекторат под эгидой иностранцев. В подобной ситуации добиться каких-то подвижек было бы очень сложно.

Решительный отказ Порошенко реформировать Украину по федеральному принципу впоследствии легко может привести к полному экономическому коллапсу страны и всеобщей радикализации. Тогда к власти могут прийти такие радикальные правые группировки, как «Национальный корпус», «Правый сектор» (запрещенная в РФ организация — прим. ред.), «Свобода» и другие ярые националисты. И случись нечто подобное, война может охватить не только оставшуюся часть Восточной Украины, но и западные регионы, а также Крым. Любой, кто хоть немного знаком с украинскими радикальными правыми объединениями, понимает, что руководство и члены этих организаций хотят войны и радикальных мер.

Чтобы подобного не произошло, выбор нужно сделать в пользу федерализации, которую в определенной степени предполагает Минск-2. Но это соглашение можно еще расширить, то есть федерализация могла бы распространиться на всю Украину. Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия доказывают, что самые успешные государства мира основаны на федерализме в теории и на практике, и по такому же пути должна пойти Украина.

Обсудить
Рекомендуем