Сирия: российский мандат и карта возвращения беженцев

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По мнению высокопоставленного сотрудника сирийской службы безопасности, пожелавшего остаться анонимным, именно такая формула позволит реализовать российский план по возвращению сирийских беженцев на родину. Российское руководство использовало аналогичный подход в Чечне, Абхазии и Украине, а теперь навязывает Сирии те же методы и усиливает свой контроль в регионе.

16 июля состоялся саммит в Хельсинки, который продемонстрировал российские достижения в Сирии и отсутствие всеобъемлющего соглашения между Москвой и Вашингтоном. Результатом переговоров «Астана-10» в Сочи стало решение, что российско-турецко-иранское трио приступит к формированию конституционного комитета и решит вопрос о возвращении перемещенных лиц и беженцев на родину. В то же время российская сторона сосредоточилась на продвижении инициативы по возвращению беженцев в качестве первого шага к реабилитации и нормализации режима, а также для привлечения внешнего финансирования для восстановления страны. Россия начинает пожинать плоды своего широкомасштабного вмешательства и навязывает свое видение политического решения.

Страдания сирийцев и гуманитарная трагедия продолжается с 2011 года, но они не были в российской повестке дня или в приоритетах Москвы. Однако после успешных политических шагов и победы над военизированными противниками режима под прикрытием «зон деэскалации» и американского и международного признания, ясно, что карта беженцев может стать ключом к усилению контроля над сирийским досье. А российский мандат не будет совпадать с утвержденным мандатом Лиги Наций, который был установлен столетие назад. Российское руководство использовало аналогичные методы в Чечне, Абхазии и Украине, а теперь навязывает Сирии авторитарную систему, которая осуществляла массовые убийства, многочисленные аресты, а также внутреннее и внешнее перемещение людей, чье число превысило количество палестинских беженцев.

По разным оценкам, сейчас насчитывается около семи миллионов сирийских беженцев и около шести миллионов внутренне перемещенных лиц: эта проблема затронула около половины сирийцев. В прессу просочились слова высокопоставленного сотрудника сирийской службы безопасности, который заявил, что не составит труда реализовать будущий план, потому что «лучше Сирия с 10 миллионами граждан, лояльных режиму, чем Сирия с 30 миллионами террористов». Он рассказал об искоренении раковых клеток, а также подчеркнул важность «очищения сирийского общества».

С таким подходом и информацией о гибели семи тысяч арестованных граждан трудно поверить, что режим подчинялся российским предложениям, независимо от того, как они были замаскированы, в том числе и касательно Закона № 10, который закрепляет демографические изменения. На саммите в Сочи был представлен пилотный проект по освобождению задержанных, в то время как всплыл скандал с признанием сирийским режимом списков с именами около тысячи человек из города Дарайя в провинции Дамаск, которые были убиты в тюрьмах за годы сирийской революции.

За этим последовала передача аналогичной информации из Алеппо, Хомса, Дамаска и юга страны. По сообщениям, число погибших насчитывает 16 тысяч человек, но по другой информации их число составляет около 600 тысяч человек. Сирийские беженцы и перемещенные лица опасаются арестов, которые продолжает осуществлять режим в ответ на агрессию со стороны его противников, несмотря на то, что значительная часть инфраструктуры в Сирии по-прежнему разрушена и непригодна для жизни.

Первоначально российская инициатива была преподнесена довольно оптимистично. Министерство обороны России заявило, что скоро в Сирию вернутся 1,7 миллионов сирийских беженцев: 890 тысяч беженцев из Ливана, 300 тысяч беженцев из Турции, 200 тысяч беженцев из европейских стран, 150 тысяч беженцев из Иордании, 100 тысяч беженцев из Ирака и 100 тысяч беженцев из Египта.

Москва раскрыла реальные цифры европейским посольствам в Дамаске и Бейруте. Они демонстрируют, что в 76 сирийских населенных пунктах пострадавших от войны, в настоящее время размещено 336 500 беженцев.

С восстановлением инфраструктуры в провинции Дамаск, включая Восточную Гуту и крупные города, такие как Хама, Хомс и Алеппо, смогут вернуться от 550 до 600 тысяч беженцев в течение 3-6 месяцев.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров признал трудности, с которыми сталкивается Москва, потому что «США, как и ЕС, готовы сейчас заниматься только поставками гуманитарных товаров первой необходимости. А все остальное, что связано с восстановлением инфраструктуры, экономики, в целом народного хозяйства, — это, дескать, должно подождать, они не говорят «пока не сменится режим», они говорят «пока не будет начат процесс политического перехода». Лавров удивлен позицией Европейского союза в отношении восстановления Сирии. Министр подчеркнул, что если бы ЕС руководствовался своими интересами, он был бы также заинтересован в возвращении беженцев из Европы в Сирию. Таким образом, российский дипломат пытается вовлечь Германию в процесс возвращения беженцев на родину, а также сподвигнуть Берлин принять участие в процессе восстановления и нормализации отношений с сирийским режимом.

 

«Не существует единой российской инициативы или плана, есть скорее предложения. Они содержат гораздо меньше данных, но они ближе к топографическим исследованиям и логистическим потребностям. Тем не менее, необходимо привлечь финансирование, но нет никаких гарантий безопасности и политических гарантий», — заявил европейских эксперт по сирийскому вопросу. Хуже того, эти предложения были переданы Вашингтону во время саммита в Хельсинки, но не были одобрены американцами. Слова Лаврова о европейской ситуации все больше обретают вес, потому как ООН защищает проект по возвращению беженцев согласно стандартам УВКБ.

Москва пользуется отсутствием конкретных предложений со стороны ООН и ЕС по решению проблемы с сирийскими беженцами, которая остро стоит в соседних с Сирией странах, особенно в Ливане. В Германии, Турции и Иордании к российской инициативе относятся с большой настороженностью, но в Ливане поддерживают предложение по решению проблемы с сирийскими беженцами, что может стать фактором давления на правительство Саада Харири, которое хочет нормализовать отношения с Дамаском в сфере безопасности.

Несмотря на скептицизм в отношении российской инициативы, Москва делает ставку на российско-ирано-турецко-западные договоренности, отмечая отсутствие арабского мира. Другим важным элементом компромисса является желание восстановить Сирию и реализовать огромные проекты по ее восстановлению.

Стремления Москвы не ограничиваются восстановлением контроля режима на севере страны после военных действий в Гуте и на юге страны. Таким образом, инициатива по возвращению беженцев, создание конституционного комитета и восстановление страны тесно связаны с превращением военных достижений в политические, без согласования с политикой администрации президента Дональда Трампа.

Тем не менее стремление России внедрить карту беженцев в контексте установления мандата над Сирией сталкивается с многочисленными препятствиями, которые связаны с ролью региональных держав, их противоречивыми интересами и характером самого сирийского режима. Поэтому команда президента Владимира Путина использует все возможности на сирийской арене на фоне молчаливого одобрения мировой общественности.

Обсудить
Рекомендуем