Неожиданно возник вопрос, а не является ли чтение произведений Уильяма Шекспира слишком тяжким испытанием для некоторых студентов? В таких пьесах, как «Тит Андроник» кровь течет ручьем, да и вообще, убийства — как преднамеренные, так и случайные — были темами многих произведений еще до того, как появился телесериал «Место преступления». Студенты британского Кембриджского университета пришли недавно к заключению, что особо ранимые студенты должны быть ограждены от Шекспира. Активисты борются за то, чтобы изучаемые в университете пьесы были снабжены предупредительными предостережениями, так называемыми trigger warnings.
Кембриджские активисты не одиноки. И в других образовательных учреждениях некоторые классические произведения с недавних пор считают проблемными, а то и опасными. Так, студенты в США борются за то, чтобы на семинарах при чтении «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия их предупреждали о проблематичных текстах сексуального характера. Или же о том, что образ женщины в «Великом Гэтсби» Скотта Фитцжеральда спорный, или что повседневная жизнь в XIX-ом веке, например, в «Приключениях Гекльберри Финна», была пронизана расизмом. Поэтому во многих университетах преподаватели подготавливают молодых людей к тому, что некоторые тексты содержат пассажи, способные привести их чувства в смятение. Предполагается, что таким образом пережившие какие-либо психологические травмы студенты будут предупреждены о возможной эмоциональной конфронтации с темами, которые могут вскрыть их зарубцевавшиеся душевные раны.
Идея — сама по себе благородная, но она вызвала и поток критики. Так, например, психолог Джонатан Хайдт (Jonathan Haidt) совершенно справедливо спрашивает, как взрослые люди должны будут ориентироваться в подчас суровой жизни, если в их бытность студентами с ними обращались слишком бережно? По его мнению, такие предостережения могут оказаться контрпродуктивными и наоборот лишь усилить уже имеющиеся страхи.
«Наблюдаемый эффект незначителен», — признались психологи. Но даже если дальнейшие исследования не подтвердят усиления страхи под воздействием предупреждений, то факт остается фактом: эти предупреждения не смягчают и не предотвращают страхов, то есть они бессмысленны. Как считают психологи из группы Беллета, в любом случае эта идея противоречит доказавшим свою эффективность способам лечения психологических травм. Вместо того чтобы полностью оберегать пациентов от критических раздражителей, их подвергают таким раздражителям в малых дозах и таким образом приучают справляться с ними. Ранимые студенты могут воспринять предупреждающие указания как повод для того, чтобы вообще избегать чтения волнующих текстов. Но такое случалось во все времена, молодые люди отказывались читать классическую литературу и раньше, но только по совершенно банальной причине — потому что считали ее безумно скучной.