За свою 23-летнюю службу в армии США Мак Уорнер (Mac Warner) лично столкнулся с множеством препятствий, чтобы проголосовать, находясь на территории иностранных государств. «На склоне горы в Афганистане, к примеру, довольно трудно получать почту и так же трудно ее отправлять», — сказал он.
Как начальник канцелярии губернатора Западной Вирджинии Уорнер хочет помочь военнослужащим из своего штата, находящимся за границей, голосовать за тех кандидатов, которые вызывают у них доверие — в 2016 году только 20% военнослужащих, находившихся за пределами США, смогли проголосовать. Он также хочет повысить уровень безопасности процедуры голосования.
В мае Уорнер получил то, чего он хотел. Пилотная программа для голосования на базе блокчейна позволила его сыну Скотту — лейтенанту армии США, находившемуся в тот момент в Виченце, Италия — первым проголосовать при помощи своего смартфона. «За то же время, за которое я мог бы найти и посмотреть видеоролик на YouTube, — сказал Скотт Уорнер (Scott Warner), — я сумел выполнить свой гражданский долг».
В Западной Вирджинии проходят испытания нового метода, который во времена всеобщей озабоченности вмешательством в выборы использует для хранения и защиты электронных голосов избирателей технологию блокчейна. Чиновники американских разведывательных служб предупреждают, что Россия может попытаться вмешаться в выборы в Конгресс, которые пройдут 6 ноября, а 31 июля компания «Фейсбук» заявила о том, что она занимается расследованием вмешательства на платформах социальной сети, похожего на то, которое мы наблюдали во время президентской кампании 2016 года. На конференции с участием чиновников избирательных комиссий, которая прошла в июле, главной темой стала кибербезопасность. Эксперимент Западной Вирджинии поможет определить, способна ли технология блокчейна, широко применяемая в сфере криптовалют, повысить безопасность голосования. Между тем многие эксперты утверждают, что голосовать при помощи мобильного телефона рискованно.
Пилотная программа была профинансирована за счет гранта в размере $150 тысяч, полученного от фонда «Таск Монтгомери Филантропис» (Tusk/Montgomery Philanthropies), созданного венчурным капиталистом и бывшим советником «Убер Технолоджис» (Uber Technologies) Брэдли Таском (Bradley Tusk). Когда он услышал о заинтересованности Уорнера, он попросил одну из своих команд провести анализ работы стартапов, занимающихся разработкой мобильных приложений для голосования. Для создания пилотной версии программы была выбрана бостонская компания «Воатс» (Voatz).
Цель Таска заключается в том, чтобы увеличить число избирателей, принимающих участие в выборах, посредством развития системы мобильного голосования. В 2009 году он был главой предвыборного штаба бывшего мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, основателя и владельца компании «Блумберг» (Bloomberg). «У меня двое детей, 12 и 9 лет, и с их точки зрения невозможность проголосовать при помощи телефона — это безумие», — сказал Таск. По его словам, он хочет протестировать систему мобильного голосования на таких группах избирателей, как военнослужащие, потом найти чиновников, «которые захотят попробовать нечто иное», чтобы внедрить эту практику в масштабе страны.
Уорнер и глава избирательной комиссии его штаба Майкл Керси (Donald Kersey) тесно сотрудничали с Voatz, чтобы сделать это приложение, в котором для подтверждения личности используется программа для распознавания лиц, отвечающим требованиям законов Западной Вирджинии. Голоса избирателей хранились в блокчейне, внутри того, что представители Voatz называют «цифровым сейфом» в облаке. В день выборов чиновники округа использовали устройства для биометрической аутентификации, чтобы открыть «сейф» и достать оттуда голоса.
Два округа, Гаррисон и Мононгалия, протестировали эту пилотную программу на выборах 8 мая. По словам Керси, этой программой воспользовалось довольно мало избирателей, находящихся за границей, потому что она еще очень новая. Блокчейн-технология позволяет распределять и хранить голоса в 16 местах, включая облако, при участии разных провайдеров. По словам Керси, хакеру нужно будет проникнуть во все 16 мест хранения, чтобы добраться до голосов избирателей.
По словам чиновницы округа Гаррисон Сьюзан Томас (Susan Thomas), поскольку она не смогла перенести мобильные голоса в свой табулятор, ей пришлось воссоздавать все бюллетени, чтобы их посчитать. «Нужно будет еще многое поменять», — сказала она.
По мнению скептиков, голосование на основе технологии блокчейна не поможет повысить безопасность. Это «по большей части рекламная шумиха», как говорит Алекс Холдерман (J. Alex Halderman), профессор из Мичиганского университета, который взламывал системы для голосования. По его словам, существует множество таких проблем с мобильным голосованием, которые технология блокчейна решить не может — к примеру, сохранение анонимности или перенос голосов со смартфонов, зараженных вирусами. «Эту тему стоит изучать, но, возможно, пройдут десятилетия, прежде чем мы достигнем поставленной цели», — считает Холдерман.
У этих мобильных систем также нет бумажного подкрепления, что всерьез усложняет процедуру проверки качества подсчета голосов, как говорит профессор математики Одри Малагон (Audrey Malagon), сотрудничающая с правозащитной организацией «Верифайд Вотинг Фаундейшн» (Verified Voting Foundation). «Я надеюсь, они понимают, что эта программа не готова для повсеместного использования», — сказала она. В некоторых округах Западной Вирджинии используются только бумажные бюллетени, в других используются автоматические средства для голосования, которые выдают избирателям специальные чеки, чтобы они могли подтвердить свой выбор.
По словам Керси и Таска, с мая приложение Voatz прошло проверки пяти компаний. В начале августа технология блокчейна также прошла внешнюю проверку, результаты которой пока не были обнародованы. Несмотря на критику, на ноябрьских выборах Западная Вирджиния предоставит возможность проголосовать избирателям из всех 55 округов, находящимся за границей.
Таск вложил примерно $400 тысяч в реализацию этой задачи, и в настоящее время он ведет с другими штатами переговоры о внедрении этой пилотной программы. По его словам, он надеется, что правительство поддержит его: «Я не могу платить за это по всей стране».