«Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой,
Там поймешь, кто такой».
Это строки из «Песни о друге» Владимира Высоцкого.
«Горы» — тяжелые времена — и раньше присутствовали в отношениях Москвы с Финляндией и Западом, но в последние дни ситуация обострилась еще сильнее.
Наиболее заметный сигнал ухудшения отношений — заявление США, согласно которому Вашингтон намерен ввести более строгие антироссийские санкции.
США идут на такие меры, поскольку уверены, что Россия действительно виновна в отравлении нервно-паралитическим газом бывшего российского агента ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии на территории Великобритании.
Многочисленные санкции США будут вводиться постепенно и в совокупности с определенными требованиями. Первая волна новых ограничений вступит в силу 22 августа.
День введения санкций по некоей случайности совпадает с датой визита президента Финляндии Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) в Сочи, целью которого является встреча с Владимиром Путиным.
И опять-таки случайно этот день — день визита и введения новой порции санкций — совпадает с датой проведения матча «Друзей России и Финляндии», так активно рекламируемого Федерацией хоккея России.
Для президента Ниинистё такое стечение обстоятельств кажется довольно мучительным. Даже несмотря на то, что Ниинистё не причастен к решению сложных вопросов взаимоотношений Кремля и Белого дома, которые будут выясняться 22 августа.
Российский способ рекламировать «дружеский хоккейный матч» ‒ словно прямиком из старых советских времен и периода действия советско-финского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Похоже на хорошо продуманный пропагандистский трюк, в котором, например, использовали имя финского хоккеиста Патрика Лайне (Patrik Laine) без его согласия. Используя современные термины, можно сказать, что речь идет о «гибридной ловушке», и Финляндии отведена скорее роль жертвы, чем друга.
Среди спонсоров «Матча друзей России и Финляндии» числится «Газпромбанк», который есть в санкционных списках США и ЕС, а также основанный Путиным образовательный центр «Сириус». Одним из председателей фонда, ответственного за организацию центра, является друг-виолончелист Путина Сергей Ролдугин, которого подозревают в отмывании денег.
До сих пор неясно, хочет ли Путин пригласить Ниинистё смотреть дружеский матч с трибун или все же выйти на лед. Зная уловки кремлевской машины пропаганды, визит Ниинистё и «матч друзей» в российской прессе точно каким-то образом должны объединить, даже если Ниинистё в итоге и близко не подойдет к ледовой арене в Сочи.
Канцелярия президента Финляндии пока не очень подробно комментирует новости о матче.
Руководитель отдела канцелярии по связям с общественностью Катри Макконен (Katri Makkonen) сообщила «Илта-Саномат» (Ilta-Sanomat) следующее:
«О возможном проведении хоккейного матча, который упоминается в прессе, нет никаких подтвержденных данных».
На пресс-конференции саммита в Хельсинки, который проходил 16 июля, президент США Дональд Трамп (Donald Trump) гордо заявил, стоя рядом с Путиным, что в отношениях стран произошел поворот в лучшую сторону «четыре часа назад». С тех пор не прошло и месяца. Похоже, Ниинистё придется стать свидетелем начала санкционной войны нового уровня между Вашингтоном и Москвой.
Однако во всем этом есть и кое-что хорошее. В Сочи Ниинистё представится уникальная возможность поднять в разговоре с Путиным проблему украинского режиссера Олега Сенцова, медленно умирающего в тюрьме от голодовки, а также вопрос об обвинениях в адрес Юрия Дмитриева, изучающего историю расстрела финнов в период сталинских репрессий.
Друзья ведь могут обсудить друг с другом все что угодно, верно?