Economist: какое значение для российского гражданского общества имеет кампания по обновлению городского пространства

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Издание Economist рассказывает о российской кампании по городскому благоустройству, которая, взяв старт в Москве, стала распространяться на регионы и стимулировать гражданскую активность россиян. Масштабная кампания по городскому благоустройству постепенно распространяется на самые разные города России.

Издание Economist рассказывает о российской кампании по городскому благоустройству, которая, взяв старт в Москве, стала распространяться на регионы и стимулировать гражданскую активность россиян. Масштабная кампания по городскому благоустройству постепенно распространяется на самые разные города России.

Советская площадь в Воронеже сегодня уже не выглядит особенно советской. Дети скачут через танцующий фонтан. На новой тротуарной плитке проделывают свои трюки BMX райдеры. В тени деревьев на лужайках расположились на пикник подростки. «Это практически Испания», — восторженно отзывается пенсионер.

Недавно перестроенная площадь — лишь один из проектов масштабной кампании по городскому благоустройству, которая постепенно распространяется на самые разные города России. Эта тенденция зародилась в Москве, где с 2011 года городские власти перестроили сотни улиц и общественных пространств, превратив центр в неузнаваемый пешеходный рай, выложенный плиткой, которая стала своеобразным символом этого проекта. В других городах, принимавших у себя чемпионат мира по футболу, накануне турнира этим летом сделали косметический ремонт. Результаты не могут не радовать Кремль. В прошлом месяце президент Владимир Путин впервые выступил на Московском урбанистическом форуме, особо отметив важность «уютной, доброжелательной атмосферы города». Сегодня набирает обороты запущенный в 2016-2017 годах более обширный национальный проект благоустройства городов. Ранее в этом году Путин поручил правительству удвоить расходы на проекты «комфортной городской среды». Это санкционированное государством устройство городского быта — не что иное, как «авторитарная модернизация», к которой стремится Путин. Тем не менее оно также может нести в себе зародыш более открытого общества.

Для правительства привлекательность этого проекта очевидна. Видимые результаты помогают продемонстрировать эффективность работы властей и укрепляют благосклонность населения. Многие москвичи видят в благоустройстве плохо замаскированную попытку задобрить городской средний класс, который протестовал против нечестных выборов в 2011-2012 годах. Чиновники считают этот проект способом стимулирования застойной экономики. Около 75% россиян проживают в городах, многие из которых изначально формировались как промышленные центры в эпоху плановой советской экономики. Благоустройство публичного пространства привлекает туристов и создает возможности для малого бизнеса.

По мнению эксперта по российским регионам Натальи Зубаревич, финансирование этих проектов остается довольно скромным — около одного процента от региональных расходов за пределами Москвы, чего, правда, не скажешь о масштабах. Лидером здесь выступает КБ Стрелка, консалтинговая компания, работающая при поддержке олигарха Александра Мамута, которая возникла по инициативе Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», известного своими прогрессивными взглядами. После крупных проектов по благоустройству Москвы КБ Стрелка обратилась к регионам, где сегодня помогает 40 городам, что составляет примерно пятую часть населения России: они занимаются обновлением улиц, парков, площадей, набережных и других общественных пространств. Компания также оказывает консалтинговые услуги нескольким сотням моногородов, составляя планы модернизации, а также разрабатывает новые стандарты городского проектирования для Министерства строительства.

Правда, и здесь не обходится без критики. В Москве осуждение вызывают непомерные расходы и жесткие методы работы, такие, например, как насильственная чистка улиц от ларьков. Обвинений в коррупции тоже хватает с избытком: медийная компания РБК утверждает, что сразу несколько подрядчиков на строительство были связаны с членами семьи заместителя мэра, ответственного за благоустройство. В небольших городах, таких как Воронеж, жители жалуются на некомпетентность. «Вы бы разрешили вашим детям играть на этой площадке?» — негодует одна мать, указывая на металлическую горку, которая по непонятной причине заканчивается маленькой прорезиненой площадкой, окруженной кустарником.

Однако не следует ожидать, что программа благоустройства даст ощутимые результаты в ближайшем будущем. Денис Леонтьев, соучредитель КБ Стрелка, называет консалтинговую компанию «институтом ценностей», ключевая из которых — «человекоцентричное» мышление. Для страны, которая долгое время управлялась лидерами, ставившими интересы государства и коллектива выше отдельного человека, это важный сдвиг. Вопрос в том, поможет ли кампания по благоустройству создать нечто большее, чем просто фасад, по виду напоминающий Европу.

Первые результаты дают некоторые основания для оптимизма. В районах, лидеры которых нацелены на более открытое общение — эта группа разрастается по мере прихода к власти нового поколения чиновников — данная программа может стать пространством для развития диалога между государством и обществом. Взять тот же Палех, городок с населением в пять тысяч жителей, уютно расположившийся в лесах к северо-востоку от Москвы. Когда-то центр русской иконописи, а позднее — лаковой миниатюры, Палех впал в небытие после распада СССР. Теперь под руководством КБ Стрелка на центральной площади города кипит работа: бульдозеры вгрызаются в грунт, а рабочие кладут новые кабели.

Перемены должны с чего-то начинаться

Власти Палеха действуют неординарно: они устраивают собрания горожан, чтобы узнать их мнение по поводу благоустройства — и это тоже очень важно. На общественных слушаниях обговариваются все аспекты строительства: начиная с формы фонтана и ширины дорог и заканчивая деревьями. «Мы обсудили судьбу каждого дерева», — с удовольствием отмечает Станислав Воскресенский, один из молодых губернаторов-технократов, назначенный на эту должность в конце 2017 года. Такой подход потряс консервативные формы управления в регионе. «Чаще всего такого рода слушания были чистой формальностью, еще одним письмом в почтовом ящике», — говорит Игорь Старкин, администратор со стажем, который в начале этого года возглавил Палехский район. Теперь же он выступает ярым приверженцем такого подхода. «Обратная связь способствует единению душ», — говорит он. Новая открытость властей стала большим сюрпризом и для жителей города. Для многих обсуждение программы благоустройства стало первым опытом гражданской активности. «Мы всегда много об этом говорили, но только между собой, никогда не вынося эти разговоры на публику, — говорит Ольга Колесова, директор местного музея. — Впервые они дали людям возможность высказаться».

Было бы глупо видеть в программе благоустройства лекарство от репрессивной политики России. Путин не ослабит свою политическую хватку из-за горстки новых парков. «Им не нужна демократия, они хотят результатов и бюджетов», — говорит политолог Екатерина Шульман. Она отмечает, что любая гражданская деятельность быстро «достигает потолка», когда уходит от безопасных тем, таких как городское благоустройство, и начинает бросать вызов непосредственно тем, кто находится у власти. Однако было бы так же глупо не замечать процессы, которые программа благоустройства отражает и стимулирует. Творческие силы россиян могут не иметь выхода в политику, но они никуда не исчезли. Как остроумно отмечает Михал Муравски, антрополог из Университетского колледжа Лондона, изучающий градостроительство путинской эпохи: «Политика есть в каждой плитке». Иногда площадь — это больше, чем просто площадь».

Обсудить
Рекомендуем