В августе 1968 года во время «Пражской весны» советские войска вторглись в Чехословакию и прибыли в городок Давле: именно там снимали военный фильм. Спустя 50 лет местные жители рассказывают, как военные поразились, увидев американских и немецких солдат: они не знали, что речь идёт о массовке, и едва не открыли огонь.
Советские солдаты, вторгнувшиеся в Чехословакию в 1968 году, были готовы стрелять по встретившимся им немецким и американским солдатам, пока не поняли, что речь идёт не о враге, а о массовке.
«Я помню шум танков 21 августа 1968, — рассказывает Квтослава Допкова, пенсионерка из маленького городка Давле к югу от Праги, которой было 14 лет во время вторжения. — Советские войска прибыли в центр Давле, увидели армию и подумали, что она немецкая».
Как и многие местные жители, Допкова была в массовке фильма «Ремагенский мост» Джона Гиллермина. В Давле снимались такие звёзды, как Джордж Сигал и Роберт Вон. «Ребята в танках были ошеломлены, увидев "немецкую армию" перед собой. Они начали многочасовые переговоры», — рассказала Допкова о событиях 50-летней давности. Прошло несколько часов, прежде чем командиры советских танкистов поняли, что речь идёт об актёрах, а не о немецких или американских солдатах.
В 1968 году Давле превратился в место съёмок фильма. Местные жители были окружены голивудскими звёздами в американской и нацистской форме, а по городку ездили танки других армий. В городке установили декорации, воспроизводящие дома и улицы Ремагена, городка на западе Германии. «Рядом с нашим домом создатели фильма во время съёмок разбросали манекены мертвых солдат», — вспоминает Антонин Дворак, пенсионер 78 лет.
«Ремагенский мост» описывает преодоление американцами последнего оставшегося моста через Рейн в марте 1945, после того как немцам не удалось разрушить эту переправу при отступлении.
В 1968 году «Пражская весна» открыла Чехословакию Западу. В продюсерской компании «Юнайтед Артистс» использовали политическую обстановку в стране и выбрали ЧССР для съёмок фильма. Продюсеры остановились на Давле из-за схожести моста в городе с мостом в Ремагене и наличия в этом районе групп профессионалов, включая каскадеров и декораторов.
«Во время съёмок сцены взрыва лошадь упала с моста в реку, — вспоминает Допкова. — Мы думали, что лошадь погибнет, но спасателям удалось ее спасти. Это было очень волнительно». В фильме было 800 членов массовки, включая школьников, которые носили форму «Гитлер Югенд», юношеского движения в нацистской Германии.
Как было сказано, место съёмок выглядело настолько аутентичным, что это чуть не привело к трагедии в день вторжения советских войск в Чехословакию. «Вторжение советских войск в Давле выглядело угрожающе, — вспоминает Дворак. — Над нашими головами летал вертолёт. Солдаты были напуганы. Все могло закончиться трагедией».
«Кто-то сказал им, что в город вторглась американская армия и надо нас освободить. Они не понимали, почему наши люди показывают им средний палец. Они были очень напряжены. Напряжение было запредельным», — говорит Дворак. Съемки немедленно прекратили, и вся съемочная группа уехала на Запад, оставив за собой членов массовки в военной форме.
Весной 1968 года членам съемочной группы разрешили вернуться в Давле для нескольких финальных сцен. Съемки фильма завершили на западе Германии и в Италии, картину выпустили в 1969 году. Тем временем СССР использовал место съёмок: съемочная группа из Москвы приехала в Давле и показала советским зрителям американские и нацистские танки в 20 километрах от Праги, чтобы обосновать своё вторжение.