Правительство хочет сократить государственный долг Украины, точнее, его соотношение к ВВП страны, до 49% к концу 2020 года. Теоретически это возможно, однако финансовым властям гораздо важнее снизить долговую нагрузку на бюджет, которая только в 2018 году составит 130 миллиардов гривен или около 4% ВВП. Киев пока не заручился поддержкой Международного валютного фонда, который мог бы предоставить кредитный транш на 1,9-2 миллиарда долларов. Из-за неопределенности по поводу продолжения сотрудничества с МВФ Минфин вынужден спешно делать заимствования на внешних рынках на крайне невыгодных условиях. «Апостроф» выяснил, чем это чревато, и что нужно делать для уменьшения долговой нагрузки.
Правительство Украины поставило перед собой амбициозную цель существенно сократить государственный долг страны. Это следует из обновленной среднесрочной стратегии управления госдолгом, которая была утверждена на заседании Кабинета министров 22 августа. Уже до конца 2018 года прямой государственный долг планируется сократить до 60% ВВП вместо ранее планировавшихся 62%. До конца следующего года госдолг должен быть сокращен до 52% ВВП, а к концу 2020 года — до 49% ВВП.
В данном случае важно учитывать, что помимо прямого государственного долга существует еще гарантированный государством долг, с учетом которого госдолг на конец 2017 года составлял 71,8% ВВП (при том, что за год он сократился почти на 10% по отношению к ВВП).
В чем главная проблема большого государственного долга для Украины? Это — значительная нагрузка на госбюджет. Только на обслуживание госдолга в текущем году бюджет-2018 предусматривает расходы в размере 130 миллиардов гривен. По отношению к ВВП страны это около 4%. Для сравнения: расходы на Минобороны в этом году составили 86,6 миллиардов гривен.
Значительная стоимость обслуживания госдолга для Украины обусловлена высокой доходностью ценных бумаг, то есть размером процентов, под которые нашей стране готовы давать деньги взаймы.
Почти год назад Министерство финансов разместило 15-летние еврооблигации на 3 миллиарда долларов. Доходность бумаг составила 7,375% годовых. Это довольно высокие проценты, учитывая, что Международный валютный фонд (МВФ) обычно кредитует страны под щадящие 3%. Но с МВФ пока не до конца все ясно — ранее источники «Апострофа» заявляли, что фонд решил предоставить Украине транш. Более того, в начале сентября в Киев должна прибыть миссия МВФ, однако некоторые СМИ сообщили, что вопрос повышения цены на газ для населения, который является принципиальным для выделения транша, так и остался нерешенным.
Выхода нет
Тем временем Минфин на минувшей неделе вышел на рынок евробондов и разместил ценные бумаги на 725 миллионов долларов. Сообщение появилось на сайте ведомства в День Независимости 24 августа. Подчеркивается, что это — частное, а не публичное размещение. Сроком погашения еврооблигаций указан 2019 год (месяц не называется), тогда как доходность не упоминается вообще. Позже выяснилось, что бумаги будут погашены через полгода, а их доходность составляет порядка 9% годовых.
Эксперты, опрошенные «Апострофом», единодушны в том, что у Украины, по сути, просто не было другого выхода, кроме как привлечь этот заем, пусть и под столь высокие проценты.
По его словам, 1 сентября Украина должна погасить 500 миллионов долларов, «а валюты у правительства нет».
По словам финансового эксперта Алексея Куща, осенью начинается очередной деловой цикл. В частности, будут происходить выплаты по внешним долгам, закупаться энергоносители, но «сейчас образуется колоссальная дыра на валютном счете, а поэтому срочно нужны валютные вливания».
В разговоре с «Апострофом» он назвал произошедшее «достаточно негативным сигналом», поскольку похожие процессы имели место во время мирового финансового кризиса 1998 года — тогда тоже были достаточно короткие долги. «Переход к таким частным займам на короткий срок и под высокий процент говорит о том, что ситуация очень сложная, и конъюнктура внешних рынков, по сути, сейчас для нас заморожена», — пояснил Кущ.
При этом необходимость привлечения указанных средств обусловлена отсутствием определенности в отношениях Украины с ее главным кредитором — МВФ.
«Что касается размещения под 9% годовых, конечно, это дорого, но, с другой стороны, у нас все еще не одобрен транш МВФ. И инвесторы не знают, будет ли поддержка фонда в выборном 2019 году. Это — та рыночная ставка, на которую Украина может рассчитывать без опеки МВФ», — пояснил ситуацию «Апострофу» член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
«Это дорого, но этой дороговизной мы обязаны тому, что мы так затянули с траншем МВФ, и тут, фактически, у нас выхода не было», — соглашается Сергей Фурса.
Вместе с тем, как считает Виталий Шапран, сумма привлеченных средств небольшая, а сам заем можно назвать пробным. «Так что мы особо не пострадаем от него, но наглядно почувствуем разницу между самостоятельными займами и опекой фонда», — сказал эксперт.
Долговое бремя
Таким образом, привлеченный Минфином заем не будет способствовать значительному увеличению долговой нагрузки. Хотя, понятно, и не снизит ее.
Госдолг Украины на протяжении многих лет оставался относительно невысоким. Даже на конец 2013 года он составлял 40,1% ВВП. Зато уже к концу 2014 году он вырос до 70,2%. На конец 2015 года он составлял 79,4%, на конец 2016-го — 81%. Нужно отметить, что на годы роста госдолга приходится также сильнейший (не считая кризиса 2008-2009 годов) обвал украинской экономики (в 2014 году — на 6,6%, в 2015-м — на 9,9%).
Удастся ли правительству снизить его до заявленных уровней?
Сергей Фурса считает, что это возможно, учитывая, что в последнее время госдолг существенно снизился. «Такая динамика говорит, что теоретически это реально. Если мы продолжим выполнять все, что от нас требуют, если мы не будет раздувать дефицит бюджета, что приведет к наращиванию долга, то, собственно, говоря, это — вполне реальный показатель», — отметил эксперт.
Алексей Кущ не столь оптимистичен. «Проблема здесь вот в чем: у нас задекларирован вектор европейской интеграции, поэтому у нас все цифры будут „причесывать" под показатели, которые необходимы для этой интеграции. А в Европе действуют достаточно жесткие Маастрихтские критерии (в частности, бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, госдолг — 60% ВВП — прим.авт.). Поэтому все финансовые документы будут подгоняться под этот Маастрихтский стандарт. Для этого будет использоваться математическое жонглирование, и это будет самой большой проблемой качества этих аналитических документов», — сказал он.
Виталий Шапран, в свою очередь, вообще считает, что «соотношение госдолга к ВВП в случае с Украиной никак не может быть целевым показателем». «Тут важно не соотношение, а длительность нашего долга и его стоимость. Минфин должен преследовать только одну цель — сокращение долговой нагрузки на бюджет, а этого можно добиться снижением ставок и повышением сроков гособлигаций. В Японии соотношение госдолга к ВВП уже давно за 200%, и всех оно устраивает», — заявил эксперт.