Американское правительственное агентство международного финансирования проектов развития ведет переговоры с Индией о присоединении этой южноазиатской страны к партнерству, которое США вместе с региональными союзниками создали в целях противодействия китайской инициативе «Один пояс, один путь».
Подписав соответствующие соглашения с японским и австралийским ведомствами по финансированию проектов развития, Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC) приступила к переговорам с Индией о заключении протокола о намерениях. Президент и генеральный директор данного агентства Рэй Уошберн (Ray Washburne) сообщил об этом в понедельник газете «Саус Чайна морнинг пост» (South China Morning Post).
Если соглашение будет подписано, оно «во многом будет похоже на те договоры, которые мы заключили с Японией и Австралией», заявил Уошберн.
Такие партнерства позволят трем странам оптимизировать процесс совместного инвестирования в энергетическую, транспортную, туристическую и технологическую инфраструктуру. Эти инвестиции также должны привлечь к реализации данных проектов частный капитал, который в некоторых случаях может во много раз превышать капиталовложения трех государств.
Влияние OPIC в Индо-Тихоокенском регионе наверняка усилится после принятия закона, дающего этому агентству право вкладывать в проекты развития долевой капитал вместо простого выделения кредитов.
Закон «Об оптимальном использовании инвестиций, способствующих развитию» был принят палатой представителей в июле. Его включили в единый пакет вместе с законопроектом Федерального агентства гражданской авиации, голосование по которому в сенате состоится на этой неделе.
Трехстороннее партнерство Корпорации частных зарубежных инвестиций с Японией и Австралией является составной частью так называемой «Индо-Тихоокеанской экономической концепции», которая станет открытым вызовом усилению китайского влияния в Азии. Это название недавно предложил госсекретарь Майк Помпео.
Автор законопроекта в палате представителей Тед Йохо (Ted Yoho) сказал, что он необходим для противодействия «хищному Китаю». Законопроект Федерального агентства гражданской авиации обеспечит дальнейшее функционирование американской системы авиаперевозок, и поэтому законодатели вряд ли проголосуют против него.
«Мы делаем так, чтобы линии судоходства оставались открытыми, чтобы экономика продолжала свой рост, и чтобы не было гегемонии отдельных стран, таких как Китай, который в конечном итоге может все взять под свой контроль и управление», — сказал республиканец Йохо, являющийся председателем подкомитета по Азиатско-Тихоокеанскому региону при комитете палаты представителей по иностранным делам.
Если включить в состав этого партнерства Индию, «появится возможность для совместной работы единомышленников в противовес тому, что хочет предложить Си Цзиньпин», сказал Йохо.
У Китая «хищническая практика кредитования, напоминающая методы баронов-разбойников из 19-го века», добавил он.
«Если вспомнить слова Си Цзиньпина на 19-м партийном съезде в октябре 2017 года, когда он заявил, что Китаю пора занять место в центре сцены, становится понятно, что это было очень провокационное и угрожающее заявление, — сказал Йохо. — Он не хочет делиться местом на сцене. Он хочет захватить ее целиком».
Пять лет тому назад Си объявил инициативу «Один пояс — один путь», направленную на налаживание экономических, политических и культурных связей во всей Азии, а также на соединение региона с Европой и Африкой посредством инфраструктурных проектов, таких как порты, трубопроводы, автомобильные и железные дороги. Реализацию этой инициативы китайское правительство начало с создания Фонда Шелкового пути с капиталом 40 миллиардов долларов.
Мьянма входит в число стран, где сталкиваются экономические интересы США и Китая.
Китайская государственная корпорация «Ситик Групп» (Citic Group) выделила около 1,3 миллиарда долларов на строительство первой очереди глубоководного порта Кьяукпью в западном штате Ракхайн, который сможет принимать крупнотоннажные нефтяные танкеры.
Между тем, Корпорация частных зарубежных инвестиций планирует предоставить финансирование в сумме 250 миллионов долларов компании «Аполло Тауэрс Мьянма Лимитед» (Apollo Towers Myanmar Limited), которая строит телекоммуникационные вышки по всей стране. Об этом говорится на сайте OPIC. С начала своей работы в 2014 году «Аполло Тауэрс» построила 1 800 вышек, а на следующем этапе строительства планирует возвести еще более 2 000.