Новая система противовоздушной обороны была доставлена в Сирию раньше срока, который Москва определила изначально. Хотя было отмечено, что уже началась подготовка сирийского персонала, которая продлится в течение трех месяцев, вопросы относительно места развёртывания данной системы и ее эксплуатации будут решены в ближайшие дни.
Спустя всего неделю после объявления о своем намерении передать систему С-300 сирийской стороне Министерство обороны России завершило процесс ее передачи на сирийскую территорию, тем самым сделав это раньше заявленного срока (две недели). Наряду с ракетами Москва поставила в Сирию средства и системы электронной борьбы.
Этот шаг, который можно рассматривать в рамках усилий по обеспечению большей безопасности российских военнослужащих и объектов в Сирии, был сделан с примечательной быстротой, несмотря на все возражения Израиля и предупреждения Соединённых Штатов об «опасности» такой меры. Тем самым Москва закрыла все вопросы относительно серьезности своих намерений передать систему сирийской армии. Ожидается, что доставка российских ракет в Сирию может внести изменения в правила игры в сирийском воздушном пространстве, особенно если учесть тот факт, что Израиль не совершал никаких нападений с ночи семнадцатого сентября и вплоть до вчерашней ночи.
С момента первого объявления о российском решении я хотел указать на то, что оно было принято на самом верху пирамиды — президентом России Владимиром Путиным. Что касается осуществления решения, то об этом было объявлено вчера на заседании Совета безопасности России пресс-службой Кремля, которая сослалась на диалог министра обороны Сергея Шойгу и Путина. Как сообщил Шойгу относительно деталей действий российских сил: «В соответствии с решением президента, мы приступили к выполнению ряда мероприятий, направленных на усиление систем ПВО Сирийской Арабской Республики, направленных в том числе и в первую очередь на защиту наших военнослужащих. Мы завершили поставку комплексов С-300. Это включает в себя 49 единиц техники: локаторы подсветки, естественно, основные системы управления и четыре пусковые установки». Министр обороны подтвердил, что вчера завершился процесс поставки всей системы в Сирию, были введены в эксплуатацию и укреплены системы радиоэлектронной борьбы, развернуто дополнительное оборудование.
«В результате сегодня мы контролируем ближнюю зону до 50 километров и дальнюю зону — основное направление, с которого происходили заходы на сирийскую территорию — контролируем на 200 километров, — пояснил Шойгу. Что касается единой системы управления всей сетью ПВО, мы также приступили к поставкам оборудования, завершим полностью всю работу с подготовкой и обучением экипажей, завязыванием в единую сеть к 20 октября».
Также, отвечая на вопрос Путина, он сообщил, что подготовка сирийского персонала для систем С-300 уже началась и будет проходить в течение трёх месяцев. В своём кратком заявлении он не упомянул о завершении транспортировки системы в предполагаемые районы ее развертывания и, как следствие, условия, при которых она будет активирована, но намекнул, что сирийский персонал готовится к тому, чтобы в ближайшее время заняться ее эксплуатацией, что, вероятно, говорит о том, что до завершения этапа подготовки системой будет управлять российский персонал.
Примечательно, что количество ракетных пусковых установок (четыре) не является достаточным, если рассматривать необходимость охватить ими все сирийское и близлежащее воздушное пространство и его окрестности и участвовать в процессе противодействия многочисленным вражеским целям в воздухе. Однако увязка ее работы с остальными системами противовоздушной обороны (сирийской и российской) может повысить ее эффективность, особенно в борьбе с целями большой дальности.
В ожидании объявления об активизации системы и предполагаемого влияния этого шага на действия в сирийском воздушном пространстве подчиняющиеся Анкаре вооруженные группировки в Идлибе и его окрестностях остаются тверды в своём отказе пропускать какие-либо российские патрули в рамках «демилитаризованной зоны», над созданием которой в настоящее время ведётся работа. С другой стороны, эти фракции отводят большую роль турецким войскам, заменяя тяжелое оружие, которое будет сдано, другим, что передаёт турецкая армия без участия российской стороны. Хотя Россия не заявила официально о своей позиции по этому вопросу, Москва, вероятно, отклонит любые поправки к подписанному в Сочи меморандуму о взаимопонимании с турецкой стороной. Параллельно с этим министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем в телевизионном интервью отметил, что передача вооруженными группировками тяжелого и среднего вооружения до декабря этого года является первым шагом к освобождению Идлиба и что данная модель примирения будет применяться позднее. Он подчеркнул, что Турция может выполнить свои обязательства по сочинскому соглашению, поскольку благодаря службе разведки управляет всеми боевиками в Идлибе и его окрестностях. В первом официальном комментарии касательно иранского удара в Дейр-эз-Зоре Муаллем сказал, что он был совершён в рамках борьбы с терроризмом, подчеркнув, что сотрудничество с Ираном соответствует принципам законности и суверенитета. Министр также упомянул, что его встреча с министром иностранных дел Бахрейна была «братской встречей, которая не была спланирована заранее», однако не раскрыл детали их беседы и не сообщил, какие возможности она открывает в будущем.
В свою очередь пока турецкие комментаторы акцентировали внимание на необходимости вывода курдских отрядов народной обороны из города Манбидж, министр обороны Соединенных Штатов Джеймс Мэтисс отметил, что число американских дипломатов в Сирии (в районах, контролируемых Сирийскими демократическими силами к востоку от Евфрата) в последнее время удвоилось. Он добавил, что по мере сокращения военных действий скоро будет наблюдаться активизация усилий на дипломатическом направлении.