National Interest (США): Соседи России — в поисках альтернатив

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Авторы статьи в «Нэшнл интерест» безапелляционно обвиняют Москву в том, что это из-за нее надежды на мир в Европе после холодной войны до сих пор не оправдались. Если следовать их логике, оказывается, например, что это Россия в 2008 году втянула Грузию в злополучный конфликт. О том, что международная комиссия признала виновной в начале конфликта Грузию, не упоминается.

До тех пор, пока Москва не перестанет оказывать давление на соседние государства, они будут обращаться за альтернативами к Вашингтону, Брюсселю и Пекину, считают авторы статьи в «Нэшнл интерест».

Российская агрессия, направленная против соседей, особенно против Украины, является основной причиной напряженности, царящей в ее отношениях с этими странами, равно как между Россией и Западом. Москва желает добиться международного признания для собственной сферы влияния, которую рассматривает как основу новой структуры европейской безопасности, но встречает на этом пути сопротивление. Если Москва не наладит более дружественные отношения с соседями — за что и ратует Запад — их связи с внешним миром будут углубляться и впоследствии могут изменить большую часть постсоветского пространства.

Надежды на мир в Европе после холодной войны до сих пор не оправдались. Москва выступает против расширения НАТО и Европейского союза на восток, а также противодействует демократическим восстаниям (часто называемым «цветными революциями») в бывших советских республиках. Вот почему в 2008 году Россия втянула Грузию в злополучный конфликт. Сегодня российские войска занимают ее сепаратистские регионы: Абхазию и Южную Осетию. С той же целью Россия с помощью сил посредников и собственной армии в 2014 году захватила Крымский регион Украины и теперь занимает часть Донбасса, где за время до сих пор не утихшего военного конфликта погибли более десяти тысяч человек.

Россия прибегает и к другим способам противодействия. Она обрушивает на эти страны лавину антизападной пропаганды и предупреждает, что вступление Грузии в НАТО «повлечет за собой страшный конфликт». Российские военные корабли преследуют украинские суда между Азовским и Черным морями. Москва держит за решеткой украинских политзаключенных, включая известного режиссера Олега Сенцова. Патриарх Московский Кирилл, выступающий союзником Кремля, грозит разорвать отношения с Вселенским патриархом Варфоломеем в Константинополе, если тот предоставит канонический статус Киевскому патриархату.

Кроме того, Кремль пытается — пока безуспешно — принудить Белоруссию дать зеленый свет появлению на ее территории российской авиабазы. Со времени вторжения на Украину президент Александр Лукашенко с большей опаской относится к намерениям России. Он стремится укреплять связи с Западом и воздерживаться от исполненных патриотизма знаков доверия своему соседу. Между тем Россия ограничивает экспорт природного газа из Туркменистана, подталкивая его к экспорту в Китай и Иран.

Тем не менее Россия сохраняет в своих руках многие рычаги влияния на постсоветском пространстве. Она располагает военными базами в Армении, Киргизии и Таджикистане, а также в сепаратистском регионе Молдавии — Приднестровье. Москва стоит во главе относительно протекционистского Евразийского экономического союза, к которому принадлежат Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Российское телевидение и радио оказывают влияние на обширную и разнообразную аудиторию. Москва распространяет свое влияние на целый ряд этнических русских меньшинств на Украине (более восьми миллионов); в Казахстане (более трех миллионов); а также в Белоруссии, Латвии и Узбекистане (в целом более полумиллиона).

Соседи России, иногда с западной помощью, сопротивляются московскому доминированию, и в большинстве случаев — успешно. В 2014 году Украина сдержала вторжение России в Донбасс и с тех пор укрепляет свою оборону. Запад тренирует и помогает вооружить украинскую и грузинскую армии. Грузия, Молдавия и Украина устанавливают более тесные связи с Европейским союзом, который в свою очередь позволяет их гражданам пользоваться преимуществом безвизового режима. Страны Балтии — Эстония, Латвия и Литва — увеличивают расходы на оборону и приветствуют помощь натовских войск.

Это сопротивление может заставить Кремль действовать более осторожно. Москва поддерживает Китай в его продвижении в Центральной Азии и на Южном Кавказе посредством инвестиций в транспортные и инфраструктурные проекты «Один пояс — один путь». Более того, Кремль воздержался от попыток обратить вспять народную революцию в Армении, которая вытеснила старые элиты — отчасти близкие Москве — несмотря на очевидные опасения Кремля по поводу нового правительства, которое может взять курс на запад по примеру Грузии и Украины. (Недавние выборы мэра в Ереване, вероятно, только усилили эту озабоченность Москвы.) Наконец, Россия подписала с другими прикаспийскими государствами соглашение, которое может дать ход энергетическим проектам, ранее Россией заблокированным.

Однако соседям Москвы — равно как и Западу — не помешает сохранять бдительность и следить за появлением малейших признаков новых угроз со стороны России. Поскольку в настоящий момент Кремль находится под давлением из-за снижения уровня жизни в стране и непопулярных пенсионных реформ, у Путина может возникнуть соблазн прибегнуть к отвлекающим маневрам в «патриотическом» духе, дабы вернуть себе популярность.

Между тем соседи России будут и дальше диверсифицировать свои международные связи. Западные и китайские компании расширяют область энергетического развития в Каспийском регионе. Украина и Грузия реорганизуют свою экономику, в большей степени ориентируясь на Европу и на южные рынки — такие, как Индия, в случае Украины. Страны Центральной Азии сегодня получают больше инвестиций из Китая, чем из России. Казахстан и другие проводят «многовекторную» внешнюю политику.

Чем больше Россия медлит с улучшением отношений со своими соседями, тем больше вероятность того, что они будут искать альтернативы, и напряженность в их отношениях с Россией — и в ее отношениях с Западом — сохранится. Поэтому усилия по налаживанию диалога России с ее соседями должны занимать важное место в списке западных приоритетов.

Уильям Кортни — нештатный старший научный сотрудник некоммерческой беспартийной корпорации «РЭНД» (RAND), бывший посол США в Казахстане, Грузии и член советско-американской комиссии по реализации Договора о пороговом запрещении испытаний ядерного оружия.

Кеннет Яловиц — сотрудник «Центра Уилсона», бывший посол США в Белоруссии и Грузии, внештатный преподаватель Джорджтаунского университета.

Обсудить
Рекомендуем