Кампания 1944 года, завершившаяся освобождением Киркенеса и всего Сёр-Варангера (Северная Норвегия) за пять месяцев до окончания войны, стоила жизни шестнадцати тысячам советских солдат. Уже одним только этим русские заслужили вечную славу. В сборнике документов «Норвегия-СССР 1917-1955» приводится телеграмма, отправленная в Москву командованием Красной армии в Киркенесе. Военные намеревались воплотить в жизнь давнишние планы захвата всего норвежского севера вплоть до Нарвика и других незамерзающих портов и запрашивали у руководства добро. Однако в Кремле сказали «нет» и велели возвращаться домой.
Таким образом, Норвегия осталась единственной страной, откуда Сталин ушел добровольно, хотя там уже располагались значительные военные силы СССР.
Освобождение Киркенеса в 1944 году было частью более крупной операции. Генералу Кириллу Мерецкову было дано стратегическое задание: отрезать Вермахту путь к отступлению из Карелии через Шиботн до губернии Му и Рана — а это марш в 1,5 тысячи километров! Наступлением на Киркенес Красная армия пыталась окружить нацистов как с севера, так и с востока. Это Мерецкову не удалось, однако Киркенес он освободил. Гитлер провел успешное отступление своей Лапландской армии — крупнейшее в ходе Второй мировой — и в Норвегии к 1945 году собралось 400 тысяч немецких солдат и 100 тысяч советских военнопленных.
Сталин ушел из Норвегии по своей воле — в действительности никто, ни одна сила не смогла бы его оттуда выжать, скомандуй он своей армии остаться. Его пронорвежская политика требует более детального рассмотрения.
На отношение Сталина к Норвегии и норвежцам, наверняка, повлияло участие наших моряков в полярных конвоях, доставлявших в тяжелейшем для русских 1941 году оружие и боеприпасы по «Ленд-лизу» из США через Шотландию в порты Мурманска и Архангельска. Еще одной линией снабжения — или «дорогой жизни» для СССР — была Транс-иранская магистраль. В годы войны там работали 90 тысяч иранских железнодорожников, но руководил ими норвежский инженер Уле Дидрик Лэрум (Ole Didrik Lærum) — и его усилия не прошли незамеченными в Москве. Третьим аргументом для Сталина было то, что Норвегия активно сражалась с фашизмом и была боевым соратником СССР. И еще из Норвегии ему предстояло забрать 100 тысяч советских военнопленных.
Таким образом, в совокупности эти четыре обстоятельства дают разумное объяснение, почему Сталин скомандовал отступление Красной армии из Норвегии в 1945 году, в то время как в Восточной Европе русские задержались вплоть до 1989 года.
Что за человек был командующий заполярной кампанией СССР, генерал Кирилл Мерецков? Сегодня в Центральном Музее Великой Отечественной войны его чествуют как одного из ведущих военачальников. Когда я был там в сентябре, гид, капитан и молодой историк, даже стал со мной спорить, когда я сказал, что Мерецков в начале войны был репрессирован. Но правда в том, что Мерецков, ветеран испанской кампании, на следующий же день после фашистского вторжения в СССР 22 июня 1941 года был арестован тайной полицией. Ему приписывали связь с казненным маршалом Иеронимом Уборевичем. Уборевича расстреляли вместе с командованием Красной армии в годы чистки 1937-38 по обвинению в шпионаже в пользу немцев либо англичан. Перед самой войной Сталин казнил 70% всех офицеров в чине от майора и выше. Эти события стали одной из самых трагических страниц предвоенной истории СССР. В фильме «Брестская крепость», вышедшем в 2010 году уже при Путине, это предательство показано со всей честностью.
Генерала Мерецкова схватили 23 июня 1941 года. Его допросили со всей жестокостью, применяя пытки, и обвинили в сговоре с командующим Западным фронтом генералом армии Дмитрием Павловым, который попал в плен и перешел на сторону немцев (по всей видимости, автор путает его с генералом Власовым, т.к. Павлов был обвинен в халатности и измене Родине и расстрелян в 1941 году, в связи с чем перейти к немцам не мог — прим. перев.). На Павлова возложили ответственность за военную катастрофу на западе, приведшую впоследствии к 900-дневной блокаде Ленинграда, начавшейся 8 сентября 1941 года и обошедшуюся СССР в миллион погибших. Однако смертный приговор Мерецкову, в отличие от других советских военачальников, не был вынесен. В сентябре 1941 года Сталин его освободил: опытным военным место на фронте, а не на мушке у расстрельной бригады, решил он. Мерецков был командирован на Ленинградский фронт и в Карелию. В том же сентябре 1941 года, едва выйдя из тюрьмы, он возглавил Седьмую армию. Таким образом, будущий герой войны и освободитель Киркенеса и Восточного Финнмарка всего за три года до этих событий сидел на скамье смертников. Робу заключенного он сменил на генеральскую форму.
Да, есть все основания критиковать Россию за события на Украине в 2014 году. Захватив Крым четыре года назад, Владимир Путин нарушил международное право. После распада СССР президент Борис Ельцин попросил расширить мандат Хельсинкских соглашений от 1975 года. В 1975 году русские сами выступили с инициативой закрепить границы в послевоенной Европе, гарантируя их незыблемость. В 1992 году Россия предложила, чтобы то же правило распространилось и на границы между бывшими советскими республиками. Это предложение было ратифицировано и стало частью международного права. Начиная с 1992 года, все 15 бывших советских республик присоединились к Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Но правда и то, что 70% населения Крыма — русские. И несмотря на санкции и конфликт на Украине в этом году с Путиным встречались как президент США, так и немецкий канцлер.
Норвегия — единственный сосед России, с которым она за тысячу лет ни разу не состояла в военном конфликте. Более того, русские поддерживали Норвегию в 1814 (Шведско-норвежская война, закончившаяся победой Швеции, прим. перев.) и 1905 годах (Шведско-норвежская уния расторгнута, Норвегия получила независимость, прим. перев.), и мы приходили друг другу на выручку во время Второй мировой войны. Норвежским властям пора четко дать понять, что главнокомандующий российскими войсками (а они — наследники и потомки героев 1944 года) — желанный гость на праздновании 75-летия освобождения Северной Норвегии. Уделять чрезмерное внимание тактическим и конъюнктурным соображениям означало бы смещение масштабов. Было бы оскорблением, если вследствие логической ошибки мы пожертвуем благодарностью русским за их мужество.
Историческая доблесть не должна становиться заложником настоящего!
Ханс-Вильхельм Стейнфельд — кандидат филологических наук, журналист, историк, писатель и радиоведущий