«Когда мы пытаемся повлиять на выборы в других странах, или даже когда мы хотим свергнуть чужое правительство, мы делаем это в интересах граждан этих стран». Именно такую гибкую философию 8 мая 2018 года сформулировал перед судебным комитетом в Вашингтоне бывший руководитель Агентства национальной безопасности Джеймс Клеппер (James Robert Clapper Jr), тем самым оправдывая вмешательство Вашингтона в выборы в более чем 80 странах.
В таком же духе он высказывался, когда представлял свою книгу «Факты и страхи» («Facts and Fears»), в которой затрагиваются такие темы, как предполагаемое вмешательство России в президентские выборы в США и в конфликт в Сирии, где США являлись основной опорой террористов, стремящихся свергнуть законное правительство.
Вмешательство в избирательные процессы более чем восьмидесяти стран на протяжении всей истории производится «в интересах граждан», — снова повторяет Клеппер в интервью, предоставленном «Блумбергу». Клеппер известен в своей стране тем, что скрывал правду о программе АНБ по массовому наблюдению за гражданами, пока его не разоблачил Эдвард Сноуден.
Разумеется, вмешательство в чужие выборы уже давно является одним из основных пунктов внешней политики Вашингтона.
В Латинской Америке отстранение от власти законно избранного главы государства является самым осуждаемым видом вмешательства, хотя недостатка в подобных примерах нет. Хакобо Арбенс в Гватемале, Сальвадор Альенде в Чили, Жуан Гуларт в Бразилии — лишь немногие примеры, предшествовавшие недавним Мануэлю Селайе в Гондурасе, Фернандо Луго в Парагвае и Дилме Русеф в Бразилии.
Если отвлечься от Латинской Америки, то в 1947 году США заставили итальянское правительство исключить всех коммунистов и социалистов из первого послевоенного кабинета в обмен на экономическую помощь в восстановлении Европы после разрушительной войны. С тех пор ЦРУ (Центральное разведывательное управление США) принимало все меры, законные или незаконные, чтобы предотвратить присутствие коммунистов в итальянском правительстве, и при этом тайно финансировало кандидатов от христианской демократии в Италии и других западноевропейских странах.
Впервые вмешательство ЦРУ в дела другой страны стало ощущаться в ходе итальянских выборов в апреле 1948 года. Если бы не ЦРУ, коммунистическая партия Италии с большим перевесом выиграла бы эти выборы. С тех пор всякий раз, как появлялась возможность победы коммунистов на выборах, будь то в сотрудничестве с социалистами или сами по себе, США угрожали прекращением плана Маршалла, чтобы не допустить этого.
13 февраля американские директора разведки предупредили разведывательный комитет Сената США, что «сейчас Россия, очевидно, готовится повторить свои махинации, к которым уже прибегла в 2016 году: кибератаки, фильтрация, манипулирование в социальных сетях».
Через несколько дней специальный прокурор Роберт Мюллер предъявил в социальной сети обвинения в отношении 13 россиян и 3 компаний, возглавляемых предпринимателем, связанным с Кремлем, в сговоре против Хиллари Клинтон с целью поддержки Дональда Трампа. Большинство американцев, по понятным причинам, были шокированы этим заявлением о таком беспрецедентном (по их мнению) нападении на их политическую систему. Тем не менее, ветераны разведки и ученые, изучающие тайные политические операции, высказывают другое и довольно откровенное мнение.
У многих правительств в мире не хватает духу, чтобы признать факт подобного вторжения какой-либо другой нации, мощной или слабой, большой или маленькой, богатой или бедной, во внутренние дела своей страны. При этом у США имеется длинный послужной список злоупотреблений властью как против своих врагов, так и против своих союзников.
Но когда Вашингтон выходит и осуждает вмешательство какой-либо страны в его избирательные дела, это просто оскорбительно для человеческого разума и стыдно с любой точки зрения.