Британские эксперты не без основания считают, что Китаю чрезвычайно интересна Европа. Инвестиции китайских компаний в европейскую экономику растут как на дрожжах, в 2016 году их объем составил около 36 миллиардов евро (40 миллиардов долларов), что почти вдвое больше всех совокупных китайских инвестиций за предыдущие годы. В 2017 году общий объем прямых инвестиций Китая в зарубежные экономики сократился, однако это не помешало Поднебесной довести долю капиталовложений в экономики стран Евросоюза до рекордного уровня — теперь она составляет четверть от всех инвестиций, а не пятую часть, как прежде. И как признаются европейцы, эти деньги Европе совсем не помешают, а благодаря успешно развивающимся торговым связям обе стороны находятся в выигрыше.
Британские эксперты, однако, выражают определенный скептицизм, и подозрительность, считая, что Китай неспроста демонстрирует подобную щедрость в финансовых вопросах, и таким путем руководство этой страны рассчитывает распространить свое политическое влияние. Президент Чехии Милош Земан (Milos Zeman) хочет, чтобы его страна стала «китайским непотопляемым авианосцем» в центре Европы. А в прошлом году Греция не дала своим партнерам по ЕС раскритиковать позицию китайских властей по правам человека внутри страны. Греки, как и венгры, также не позволили другим членам Евросоюза выступить с поддержкой судебного решения, отвергавшего территориальные претензии Китая к сопредельным государствам, имеющим выход к Южно-Китайскому морю. Естественно, как говорят британцы, — демонстрация такой политики со стороны Китая, заставляет европейцев быть начеку.
Авторы статьи, к стати, замечают, что не только европейцы осторожны с Китаем, — отсутствие демократии в стране и условия, на которых эта развивающаяся сверхдержава инвестирует в экономики других государств, находятся под пристальным вниманием всех стран мира. В частности, повышенное беспокойство вызывает возможное вмешательство китайцев во внешнюю политику иностранных государств. Напряжение американцев растет от возможной полномасштабной торговой и военной угрозы, которую, по их мнению, представляет для США Китай. Однако, считают британские эксперты, американцам тоже не стоит забывать о правилах конкуренции, в которую им предстоит вступить с китайцами ради удержания Европы, старейшей из своих союзниц, в орбите своего влияния. Ради всеобщего блага необходимо, чтобы в ЕС тщательно взвесили все «за и против» китайского приглашения к совместному партнерству, поскольку на данном этапе этого не происходит.
Многие из замыслов руководства Китая, реализуемых на территории Европы, как нельзя лучше характеризуют развивающийся характер китайской экономики. Некоторые из инвестиций осуществлялись частными лицами и представляются достаточно безвредными, поскольку направлены на дальнейшее извлечение прибыли. Получение доступа к передовым технологиям посредством приобретения инновационных компаний, например, германских так называемых Миттельштанд (Mittelstand) — средних по размеру компаний, вполне разумный подход, если конечно подобные сделки не представляют угрозу для национальной безопасности европейских государств. «Экономист» (Economist) пишет, что в отличие от России, Китай предпочитает избегать запрещенных приемов наподобие неофициальной поддержки популистских партий для дестабилизации ситуации в ЕС. Напротив, для Китая необходимо, чтобы в Европе сохранялись стабильность и условия для ведения бизнеса. Более того, в Лондоне считают, что даже к решению международных проблем, связанных с глобальным изменением климата и ведением торговли, китайские власти подходят куда более ответственно, нежели Администрация Трампа, и выражают приверженность реализации положений международных соглашений.
По мнению британских наблюдателей, европейцы склонны видеть в Китае некий противовес, который можно использовать против непредсказуемого курса властей США, что ошибочно. Эксперты «Экономиста» уверены, что даже при том, что многие граждане ЕС, мягко говоря, не в восторге от нынешнего хозяина Белого дома, у Европы все же куда больше общего с Америкой, нежели с Китаем. Более того, власти Китая использовали одну из особенностей европейской политической системы — необходимости единогласного принятия решений членам ЕС, в своих интересах. Во время голосования по тем вопросам, на которые расходятся мнения китайских и европейских властей (таких, например, как права человека), китайцы использовали свое влияние на некоторые страны блока, чтобы помешать принятию невыгодных для себя решений.
Эксперты отмечают и другую часть европейцев, которые опасаются, что «звонкая китайская монета» в один прекрасный день станет причиной распада военного союза между Европой и США. К счастью, пишет «Экономист», до осуществления подобного сценария ещё очень далеко, что и продемонстрировали совместные маневры ВМФ Великобритании, Франции, США и Японии в Южно-Китайском море, целью которых было оспорить военное господство Китая в этом регионе. В Лондоне уверены: до тех пор, пока сам Китай не станет демократическим государством, о чем, по мнению британцев, пока можно разве что грезить, Европа по-прежнему будет опираться на своих традиционных союзников.
Европе, считают эксперты, необходимо избегать крайностей — как наивного доверия, так и враждебности. Европейцам не нужно копировать китайскую модель протекционизма, — кажется, было бы справедливым поставить в Европе китайские компании в такое же положение всевозможных ограничений, с которыми сталкиваются европейские компании в Китае, но это было бы ошибкой. Поскольку, как уверены эксперты, восприимчивость к идеям и влияниям является сильной стороной европейского общества и экономики.
«Экономист» считает, что открытость, дескать, делает европейские страны более уязвимыми, и поэтому государственные власти должны подвергать инвестиции тщательной проверке в каждом отдельном случае. По их мнению, Черногория совершила опасную ошибку, позволив своему государственному долгу перед Китаем, разрастись до гигантских размеров. Венгрии и Польше следовало внимательнее отнестись к ряду китайских инфраструктурных проектов, которые оказались невыгодными или вовсе не были завершены.
Эксперты пишут, что европейцы должны подкрепить делами разговоры об отношениях на основе взаимности, и призывы о том, что ЕС и Китай должны следовать принципу «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». К примеру, по их мнению, можно было бы ввести новые инструменты, позволяющие прояснить, кто приобретает акции в компаниях и, следовательно, делается ли это на справедливой основе. Настало время увеличить финансовую поддержку объективных исследований в области китаеведения и требовать транспарентности от политических партий, университетов, исследовательских центров и лоббистов. Финансовая поддержка Китая заставляет некоторых ударятся в показной оптимизм. И совсем не редкость, когда она становится причиной самоцензуры и беззубой критики даже в случае с престижными академиями.
Британцы убеждены, что страны Европы должны говорить единым голосом. Ни одно европейское государство не может твердо отстаивать свои позиции в отношениях с Китаем в одиночку. Более того, в Лондоне считают, что рассмотрение заявок на осуществление иностранных капиталовложений в каждую отдельную страну нужно было бы осуществлять централизованно в Брюсселе. Эксперты говорят и том, что сейчас необходимо уделять больше внимания государствам на юге и на востоке Европы, которые являются особо уязвимыми перед лицом китайского влияния, и находить альтернативные источники финансирования особо важных проектов. Акцент на усиление внутриевропейской солидарности, уверены в Лондоне, принесет значительную пользу.
Британские эксперты призывают и США не оставаться в стороне от европейской линии в отношении Китая и дают свои рекомендации. По их мнению, в идеале администрации Дональда Трампа следует перестать обращаться с европейцами так, будто они даром пользуются плодами американского могущества и заслуживают хорошей встряски. Евросоюз потенциально является сильным союзником в деле привлечения Китая к соблюдению мировых норм, прежде всего в области торговли. США также необходимо теснее сотрудничать с правительствами европейских стран в части разработки общих стандартов транспарентности, обнаружения коррупционных схем и предотвращения попыток торговать влиянием — так Китаю будет труднее навязывать свои правила небольшим странам. Сейчас, когда стандартизация в области Ай-ти (IT) и искусственного интеллекта рискует пойти по двум разным направлениям — китайскому и американскому, Европа, дескать, может помочь найти золотую середину.
«Экономист» резюмирует: по мере того, как влияние Китая в мире растет, польза независимой, открытой и свободной Европы для всего мира только увеличится. И наоборот, если Европа будет ослаблена и разделена самым могущественным в мире авторитарным режимом, то это поспособствует развитию проблем далеко за пределами Евросоюза. Нельзя, чтобы Европа это допустила.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.