Telegram (Хорватия): Как произошел глубочайший за последнюю тысячу лет раскол в христианстве, и что он на самом деле значит

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Анализируя решение РПЦ порвать с Константинопольским патриархатом, автор хорватского "Телеграм" отмечает, что изменения в отношениях между православными церквями происходят не без светского влияния. Учитывая, что сегодня между Россией и Украиной ведется необъявленная война, лучше было бы, если бы церковные и светские лидеры двух стран договорились о разделе сфер влияния и имущества.

Священный синод РПЦ, который был собран 15 октября в Минске, принял решение о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, формально высшим авторитетом среди православных церквей. Причиной такого решения послужило признание автокефалии Украинской православной церкви, о котором сообщил патриарх Константинопольский Варфоломей I. Поскольку на РПЦ приходится около 50% всех православных верующих, подобный шаг, как кажется, — серьезный удар для Константинопольского патриархата. Однако на самом деле речь идет об еще одном событии, которое только подтверждает растущую изоляцию Российской Федерации.

Помимо экономических санкций, которые, вопреки ожиданиям Кремля, со временем только ужесточаются, после аннексии Крыма в 2014 году против России были предприняты и другие меры. Ее исключили из элитного клуба «Большой восьмерки», прекратил работу Совет Россия — НАТО, и было приостановлено право Российской Федерации на принятие решений в рамках Совета Европы. Поскольку Россия ответила ограничением своих финансовых обязательств в отношении Совета Европы и бойкотом работы Парламентской ассамблеи, все реальнее кажется выход РФ из Совета Европы или ее исключение из этой организации. Решение Священного синода о прекращении отношений с Константинопольским патриархатом на самом деле — это решение о выходе из сообщества православных церквей, в котором воле и мнению РПЦ больше нет места.

Патриарх Варфоломей снял анафему

Константинопольский патриархат принял решение о признании автокефалии будущей Украинской православной церкви после того, как патриарх Варфоломей принял глав двух существующих украинских православных церквей, которых РПЦ считает отступниками. Патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета, а также его коллегу Макария, патриарха Автокефальной украинской православной церкви, РПЦ предала анафеме как раскольников. Патриарх Варфоломей принял решение о восстановлении их в священном сане.

Следующим последствием признания автокефалии Украинской православной церкви, как ожидается, будет объединение всех трех православных церквей, существующих на Украине. Помимо уже упомянутых непризнанных церквей, есть еще и Украинская православная церковь Московского патриархата. С 1658 года московский патриархат назначал митрополита Украинской православной церкви. В связи со своим недавним решением Константинопольский патриарх Варфоломей назвал подчинение Украинской православной церкви Москве, которое берет начало в 17 веке, незаконной аннексией. Из-за этого вне закона теперь оказалась Украинская православная церковь Московского патриархата, то есть та, которая верна РПЦ и митрополита которой назначает патриарх РПЦ.

Может ли действительно начаться кровопролитие?

РПЦ ожидает, что ее священнослужители и верующие, проживающие на Украине, останутся лояльны к РПЦ. Поэтому не удивительно, что председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ Иларион заявил о том, что на Украине может начаться кровопролитие. «Если Украинскую православную церковь Московского патриархата признают церковью страны-агрессора, как они сейчас говорят, если ее лишат законных прав, то мы можем ожидать всего чего угодно — что раскольники возьмут контроль над большими монастырями, такими как Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра. Тогда, конечно, православные верующие будут защищать эти святые места, и может начаться кровопролитие», — сказал он.

Высказывание опасений в связи с тем, что может начаться, одновременно является и призывом к верующим, которые лояльны в отношении РПЦ, именно так и поступить, то есть не признать решения патриарха Варфоломея и воспротивиться ему. Таким образом, с новой силой могут начаться столкновения, происходившие в 2014 году, когда РПЦ воспользовалась своими священнослужителями и верующими на Украине в политических целях Кремля.

Заявления митрополита Илариона уже подтвердились. Митрополит Украинской православной церкви Московского патриархата Онуфрий уже отказался слушаться Константинопольского патриарха Варфоломея. Он заявил, что «у Константинополя нет ни морального, ни канонического права вмешиваться в украинские дела».

Чтобы белорусам такое и в голову не пришло

Иерархи РПЦ и ее верующие тяжело переживают прекращение ее юрисдикции на Украине. Особую роль тут играет тот факт, что русские приняли христианство в 988 году, во времена князя Владимира, правителя Киевской Руси, первого русского государства, в названии которого запечатлена его тогдашняя столица — город Киев. Кроме того, в вопросе о признании Украинской православной церкви международно признанный факт существования самостоятельного украинского государства используется для пересмотра традиционных церковных отношений.

Не так воинственно настроенный, как его митрополит Иларион, патриарх Русской православной церкви Кирилл заявил, что не верит, что светские силы могут разрушить каноническую православную церковь на Украине. Подтверждение превосходства церковных традиций над светскими должен был предоставить Синод РПЦ, который провел заседание в Минске, столице Белоруссии. Решение провести в Минске столь важное церковное собрание, вероятно, должно было также стать напоминанием, адресованным президенту Белоруссии Лукашенко, о том, чтобы он и не думал реализовывать украинский церковный сценарий у себя дома.

Лукашенко сигнал понял. На встрече с московским патриархом Кириллом он сказал, что непоколебимая государственная позиция Белоруссии заключается в том, что раскол — это всегда плохо, и подтверждение тому нынешние опасные последствия. «Поэтому мы очень болезненно относимся к тому, что происходит сегодня в православии», — подчеркнул Лукашенко.

Россия заявляет, что будет защищать интересы русских православных

Принципиальные изменения в отношениях между православными церквями не происходят независимо от светского влияния, то есть влияния правительств заинтересованных стран. Это подтверждает и тот факт, что заявление о скорейшем объединении трех православных церквей, существующих на Украине, в одну Украинскую православную церковь сделал отнюдь не какой-нибудь церковный авторитет. Первым об этом заявил президент Украины Петр Порошенко.

Представитель Кремля Дмитрий Песков сказал, что Россия будет защищать интересы православных русскоязычных верующих. Он заявил, что для этого Россия будет использовать исключительно политические и дипломатические средства и только в случае, если украинским властям «не удастся удержать ситуацию в правовом поле, если это примет какие-то уродливые проявления, насильственные». Российский министр иностранных дел Сергей Лавров обвинил США в том, что они оказали политическое давление на Варфоломея, чтобы он признал две украинские раскольнические церкви. Как сказал Лавров, те, кто постоянно обвиняет других во вмешательстве в их дела, сами уже в который раз вмешиваются в украинские церковные и политические вопросы.

Решение 1658 года отменяется

В качестве доказательства, подтверждающего вмешательство светских сил в решение внутренних церковных вопросов, РПЦ приводит тот факт, что исследование, благодаря которому Варфоломей оспорил право Московского патриархата назначать украинского митрополита, финансировал Национальный банк Греции. В этом документе говорится, что по решению 1658 года Московскому патриархату юрисдикция над Украиной предоставлялась лишь временно. Теперь это решение отменяется для окончательного вердикта, а он заключается в предоставлении Украинской православной церкви автокефалии.

Территориальная экспансия русского царства в 17 веке позволила расширить юрисдикцию РПЦ за счет Украины. Это произошло через десять лет после того, как европейские страны, заключив Вестфальский мир в 1648 году, договорились о разделе сфер влияния католичества и протестантизма по принципу «чья земля, того и религия». Похоже, что сегодня на востоке Европы происходит нечто похожее на то, что определило судьбу европейского запада в 1648 году. Правда, не стоит забывать, что Вестфальский мир был заключен после Тридцатилетней религиозной войны. Учитывая, что сегодня между Россией и Украиной уже ведется необъявленная война, лучше было бы, если бы церковные и светские лидеры двух стран как можно скорее договорились о разделе сфер влияния и имущества. Так они подтвердят, что извлекли хоть какие-то уроки из давнего и кровавого европейского опыта.

 

Обсудить
Рекомендуем