Вашингтон. Президент Трамп впервые заметил Мэтью Уитакера (Matthew G. Whitaker) на CNN летом 2017 года, и ему понравилось то, что он увидел: это был преданный защитник, настаивавший на том, что между предвыборным штабом Трампа и Россией не было никакого сговора. В июле 2017 года советник Белого дома Дональд Макган (Donald F. McGahn II) провел собеседование с Уитакером, увидев в нем потенциального члена команды президента — юридически подкованного «служебного пса», который способен защищать президента от спецпрокурора Роберта Мюллера (Robert S. Mueller).
Тогда Белый дом отказался от идеи сделать 49-летнего Уитакера членом команды Трампа, и он продолжил писать для сайта CNN статьи о том, что расследование Мюллера, которое он однажды назвал «безумным», зашло слишком далеко.
Спустя 15 месяцев Уитакер заступил на службу. В среду, 7 ноября, без каких-либо церемоний Трамп уволил генерального прокурора Джеффа Сешнса (Jeff Sessions) и назначил Уитакера, руководителя аппарата Сешнса, исполняющим обязанности главы Министерства юстиций. Теперь Уитакер получил право осуществлять контроль над российским расследованием Мюллера.
Представители ближайшего окружения Трампа полагают, что президент отправил Уитакера в Министерство юстиций, отчасти чтобы свести к минимуму негативные последствия расследования Мюллера.
Представители Белого дома и источники, близкие к Трампу, считают, что Уитакер будет препятствовать публикации любого доклада, касающегося результатов расследования Мюллера, и не позволит вызвать президента в суд.
По словам друзей, Уитакер — бывший нападающий футбольной команды Iowa Hawkeyes — обладает массой других преимуществ помимо его верности Трампу.
«Прежде его недооценивали, — сказала Бренна Берд (Brenna Bird), прокурор округа в Айове. — Некоторые смотрят на его футбольное прошлое и думают, что он всего лишь спортсмен. Он действительно играл в Iowa Hawkeye, это так. Однако помимо этого он построил серьезную юридическую карьеру».
Свертывание российского расследования
Идея уволить Сешнса и заменить его Уитакером обсуждалась с сентября, когда президент начал задавать своим друзьям и помощникам вопросы о том, насколько хорошей была эта идея, о чем сообщают источники, знакомые с ситуацией.
Цель его назначения была примерно такой же, что и в первый раз, когда Белый дом рассматривал кандидатуру Уитакера. Став генеральным прокурором, Уитакер мог бы быстро свернуть расследование Мюллера, как того хотел президент.
Одним из главных сторонников этой идеи был Макган. Ее поддержал и Леонард Лео, исполнительный вице-президент «Общества федералистов» (Federalist Society), который часто консультирует Трампа в вопросе выбора судей и в других юридических вопросах. Уитакер также выстроил доверительные отношения с Джоном Келли (John F. Kelly), главой аппарата Белого дома. Его также поддерживал Ник Айерс (Nick Ayers), глава аппарата вице-президента Майка Пенса (Mike Pence).
Судя по публичным высказываниям Трампа, закулисная «атака обаянием» работала. В своем октябрьском интервью на программе Fox&Friends Трамп сказал: «Могу сказать, что Мэтт Уитакер — отличный парень. Я знаю Мэтта Уитакера».
(В пятницу, 9 ноября, когда появились сообщения о том, что Уитакер назвал суды «нижней ветвью» правительства и что он входил в состав консультативного совета компании, которую федеральный судья закрыл и оштрафовал на 26 миллионов долларов за обман клиентов, Трамп выступил в довольно странным заявлением о том, что он не знаком с Уитакером. «Я не знаю Мэтта Уитакера», — сказал Трамп, отправляясь в Париж.)
К началу октября Уитакер был уже близок к тому, чтобы стать исполняющим обязанности генерального прокурора, о чем сообщили источники, знакомые с ситуацией, потому что Сешнс уже сообщил Белому дому о своем желании уйти в отставку. К тому времени его отношения с президентом настолько сильно испортились, что он уже не мог лично предложить это Трампу.
Но чиновники Белого дома хотели дождаться окончания выборов в Конгресс, чтобы вероятная критика не сказалась на результатах голосования.
И эти опасения были вполне обоснованными. В 2:44 дня в среду, 7 ноября, спустя несколько часов после завершения голосования, Трамп опубликовал в твиттере сообщение, что Уитакер «станет новым исполняющим обязанности генерального прокурора США».
«Он будет хорошо служить нашей стране», — написал президент.
Спустя несколько минут демократы раскритиковали прежние высказывания Уитакера касательно российского расследования и потребовали, чтобы он взял самоотвод от российского дела. Уитакер также подвергся критике в связи с тем, что он входил в состав консультативного совета компании World Patent Marketing, которую правительство обвинило в обмане ее клиентов.
В центре внимания также оказалась работа Уитакера на должности исполнительного директора консервативного «Фонда прозрачности и гражданского доверия» (Foundation for Accountability and Civic Trust), который обвинял многих демократов, включая Хиллари Клинтон, в нарушениях юридического и этического характера. В центре внимания оказались и его правовые позиции, включая его убежденность в неправильности решения по делу Мэрбэри против Мэдисона, в результате которого компетенция Верховного суда США распространилась на решения других ветвей власти.
Пока Трамп поддерживает кандидатуру Уитакера — как минимум как временное решение.
«Знаете, мне очень жаль, что независимо от того, кого я назначаю, их всех начинают преследовать, — сказал Трамп, прежде чем отправиться в Париж. — Это очень грустно, должен вам сказать. Но он — исполняющий обязанности. Думаю, он будет отлично работать. Посмотрим, что будет дальше».
(Статья публикуется в сокращении — прим.ред.)