В конце октября в Пакистане прошли совместные учения России и Пакистана «Дружба-2018». В них приняли участие более 200 членов спецподразделений вооруженных сил Исламской Республики Пакистан и специальное разведывательное подразделение мотострелковой (горной) бригады российского Южного военного округа, расположенного в Карачаево-Черкессии.
У прошедших учений есть несколько характерных особенностей. Первое — технические детали. Во время тренировки участники совместно десантировались с высоты 20 метров без парашюта с использованием специального троса при полной боевой выкладке. Отработка таких навыков позволит специальным подразделениям на практике приземлиться на специальной веревке с вертолета, который находится на высоте 20 метров.
«Отработка беспарашютного метода десантирования позволяет высадить тактические штурмовые силы в местах, где посадка вертолета на землю ограничена, в частности, на горных склонах, а также в лесу», — пояснил командующий российской мотострелковой бригадой Южного военного округа капитан Егор Крайнов.
После высадки военнослужащие отработали порядок организации защиты места приземления, огневой засады и отражения нападения условных террористов в горах.
Для воссоздания обстановки, которая как можно точнее напоминала бы боевую, использовались специальные инструменты, в том числе взрывчатка, дымовые шашки и пустые патроны. Кроме того, российские и пакистанские военнослужащие провели штурм, чтобы имитировать захват здания и освобождение заложников.
Согласно сценарию, «террористы» захватили двухэтажное здание на высокогорной местности. Во время активной фазы операции совместная группа захвата пробралась к зданию, захваченному условным врагом, и проникла в него под прикрытием дымовой завесы. После этого военные проверили здание, используя в это время оглушающие гранаты.
Второе — дипломатический эффект. Такие события позволяют создать атмосферу доверия, особенно если все этапы проводились открыто, прозрачно и понятно для всех сторон.
Третье — учения получили широкий резонанс, по крайней мере, в российских СМИ. Все главные новостные агентства (как государственные, так и частные) написали о разных аспектах маневров, а телеканал «Звезда» российского Минобороны вел репортаж с места событий. Это очень важный нюанс. В конце концов, в российском обществе до сих пор живут предрассудки о базировании советских войск в Афганистане в 1979-1989 годах и роли Пакистана в афганском конфликте. Поэтому репортаж с учений имел длительный и серьезный эффект. Он накладывается на общее восприятие и меняет дискурс.
В современной геополитической ситуации и в свете безответственного поведения Соединенных Штатов (и их союзников) на мировой арене осуществление совместных российско-пакистанских проектов, включая военное сотрудничество, поможет усилить безопасность в Евразии в интересах всех участников.
Можно вспомнить, как такое сотрудничество развивалось с Китаем. Начиная с дружеских обменов делегациями и тактических учений, Россия и Китай перешли к стратегическому взаимодействию, о котором свидетельствуют недавние учения «Восток-2018» (активная фаза проходила с 11 по 17 сентября). Об этих маневрах интересно упомянуть по нескольким причинам.
Это крупнейшие учения в истории современной России. Для сравнения, в последний раз учения похожего масштаба проходили 37 лет назад — «Восток-81» в 1981 году при участии Советского Союза и стран Варшавского договора (в то время учениями командовал маршал Николай Огарков). Теперь вместо стран Варшавского договора в них принимают участие Китай и Монголия. Это второй фактор. В то же время стоит отметить, что китайских офицеров назначили в штаб-квартиры учений, то есть они, действительно, принимали участие в командовании и контролировали процесс. На тренировочной площадке в Цуголе были задействованы мотопехотные войска монгольских вооруженных сил и более трех тысяч военных Народно-освободительной армии Китая. Китай также задействовал самолеты и вертолеты.
С российской стороны в маневрах участвовали около 80 кораблей и вспомогательных судов, более 36 тысяч танков, бронетранспортеров и других транспортных средств, а также около 1000 БПЛА. Следует отметить и компонент материально-технического обеспечения, поскольку Россия задействовала около 200 воинских поездов для перевозки оборудования и военнослужащих, а расстояние между крайним восточным и крайним западным пунктами учений — более четырех тысяч километров. Самим маневрам предшествовала внезапная проверка боеготовности войск, прошедшая 20 августа.
Учения «Восток-2018» впервые прошли на двусторонней основе. Друг другу противостояли две группы: с одной стороны — войска Центрального военного округа и Северного флота, а с другой — формирования и части Восточного военного округа и Тихоокеанского флота.
Во время учений была применена новая тактика работы десантных подразделений. Согласно легенде учений, морским пехотинцам нужно было штурмовать берег полигона «Клерк», на котором находился условный противник. Вертолеты Ми-8 приземлились на берегу под шквальным огнем. На стратегических высотах стояли снайперы и пулеметчики. С воздуха их прикрывал самолет-штурмовик Су-25. Затем последовал прорыв линии обороны «врага», после чего к берегу подплыли десантные высадочные средства — ударная группа на боевых машинах пехоты. Затем к «битве» присоединился орудийный расчет, подкрепленный огнеметами. Кроме того, у каждого отряда были гранатометы и пулеметы.
Вся операция «Восток-2018», включая авиацию, корабли и морскую пехоту, впервые координировалась с командного пункта, расположенного на корабле измерительного комплекса «Маршал Крылов». С него можно связаться с любой точкой планеты, координируя действия войск. Следует отметить, что в вооруженных силах России используется автоматизированная система управления и контроля, которая неоднократно испытывалась на предыдущих учениях. Кроме того, впервые проверили новые невидимые ракеты.
Cтоит отметить, что учения были достаточно прозрачны: их посетили многие наблюдатели из разных стран, которые воочию могли увидеть, на что сейчас способны российские вооруженные силы. На учениях также не зафиксировано инцидентов c открытием огня по своим или получением других травм военного состава. Видимо, эти маневры станут началом новой традиции проведения военных учений в России. Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что основные военные учения будут проводиться каждые пять лет. По его словам, государственная программа вооружения рассчитана на десять лет, но учебные маневры нужно проводить чаще.
Но вернемся к российско-пакистанским отношениям. Сейчас мы ожидаем военно-морские учения при участии России, которые пройдут в феврале в порту Карачи. А затем двум странам нужно будет переходить к стратегическому партнерству.