В поисках пути по сложной местности необходимо сначала определить, где ты находишься. А сегодняшняя внешняя политика и политика в области безопасности — это не только сложная, но и чрезвычайно опасная местность.
Конец холодной войны привел в Европе к геополитическим переменам исторического масштаба. Их вполне можно сравнить с результатами Венского конгресса. Как и в 1815 году геополитическая карта Европы сформировалась заново. Активное участие в этом процессе принял и Североатлантический альянс, расширившись за счет государств Варшавского пакта, в том числе, трех прибалтийских государств. В этой связи следует упомянуть также программу «Партнерство ради мира», Евроатлантическое партнерство, а также стратегическое партнерство с Россией.
Сдвиг тектонических плит
Это стало возможным, потому что Советский Союз распался и Варшавский пакт был распущен. Для восточноевропейских стран открылось окно на Запад. Но никто не знал, как долго оно останется открытым. Поэтому эти страны поспешили вступить в НАТО. Россия также искала сближения с НАТО. Ее экономика и армия находились в упадке, страна была политически расколота. В этой ситуации Россия хотя и не стремилась к членству в НАТО, но все-таки хотела получить право в определенной мере участвовать в принятии решений. Альянс не мог на это пойти. Но все же была достигнута договоренность о том, что НАТО и Россия в вопросах, затрагивающих обоюдные интересы безопасности, будут стараться находить взаимоприемлемые решения, действуя конструктивно на основе взаимного доверия. Об этом, вероятно, следует время от времени напоминать.
Конец конфронтации между Востоком и Западом привел к сдвигам тектонических плит, в разломах которых возникли политические извержения и конфликты. Примеры — события на Балканах, а также в Грузии, Приднестровье и Горном Карабахе. Даже события на Украине — в определенной мере последствия этой фазы изменений в отношениях Востока и Запада.
Новая фаза конфронтации
В первую очередь стратегическое партнерство НАТО и России способствовало укреплению взаимного доверия и привело к тесному политическому взаимодействию и конструктивному военному сотрудничеству. Мало кто знает сегодня, что после катастрофы «Курска» были проведены совместные учения по спасению экипажей подводных лодок. Или что во время операции в Косово российские части были подчинены НАТО.
Переходный период после окончания холодной войны с ее жесткими, но зато стабильными фронтами закончился с войной в Грузии в 2008 году и аннексией Крыма в 2014 году. Началась новая фаза конфронтации России с Западом, сопровождающаяся постоянным усилением политической напряженности и военным противоборством в комплексном и динамичном переплетении взаимосвязей. С тех пор взаимоотношения между Западом и Востоком ухудшаются драматическим образом. Вопреки всему накопленному опыту и правилам успешного кризисного менеджмента Запад порвал все возникшие связи: работа совета НАТО-Россия была приостановлена, президента Путина перестали приглашать на саммиты Большой восьмерки.
Взгляд из украинского туннеля
Запад рассматривает свои нынешние взаимоотношения с Россией преимущественно как последствие украинского кризиса. Можно сказать, что подобный взгляд на Россию слишком узок, это, так сказать, взгляд через украинский туннель. Это обосновывают внешней и военной политикой, ориентированной на некие ценности, и прежде всего ссылками на международное право. Сомнительная позиция, если учесть противоречащие международному праву атаки западных государств на Сирию. Как бы то ни было, этот подход нельзя назвать ни реальной политикой, ни политикой, преследующей рациональные интересы. Люди во все большей мере понимают, что эта политика противоречит национальным интересам безопасности, интересам предупреждения и ограничения конфликтов, интересам предотвращения массовой миграции людей как следствия войн и насилия.
Главная опасность нынешней конфронтации между Востоком и Западом состоит в том, что Россия и Соединенные Штаты больше не рассматривают себя в качестве стабилизирующих руководящих сил двух систем или идеологий, взаимосвязанных, хотя и противоположных, однако уважающих стратегические интересы друг друга. Теперь они воспринимают себя лишь как представителей национальных интересов. Эра великих альянсов в биполярном мире канула, таким образом, в Лету. К этому добавились великодержавные устремления Китая, повлекшие за собой возникновение параллельной программы борьбы за лидерство среди великих держав. Соперничество между Соединенными Штатами, Китаем. Россией и Европой в политической, технологической, экономической и военной сферах будет определяющим фактором будущего мира.
Сплоченность как веление времени
В этом новом, многополярном мире со всеми его комплексными очагами напряженности и военной конфронтации область противоречий простирается от экономической политики до конкуренции в борьбе за зоны геополитических интересов. В этой ситуации политика в области обычного и ядерного вооружения Соединенных Штатов, России и Китая обрела новую динамику. Малые и средние державы также стремятся к обладанию оружием массового поражения и ведут, как Саудовская Аравия и Иран, опосредованные войны за господство в своих регионах. Вот и конфликт (в Сирии) из-за поддержки Саудовской Аравии Соединенными Штатами и Ирана Россией обрел характер конфронтации между Западом и Россией.
«Точка невозврата» приближается
В военной сфере динамичное развитие вооружений с использованием новейших технологий как в области обычного, так и ядерного оружия ввиду постоянной опасности как человеческой, так и технической ошибки подводит нас все ближе к той «точке невозврата», переступить через которую не может и не должен никто. Тем более что остро необходимым новым информационным системам управления, исключающим доступ к ним извне и обеспечивающим надежную защиту от хакерских и кибернетических атак, не уделяют приоритетного внимания по сравнению с новыми технологиями вооружения. А для разоружения и контроля над вооружениями, также как для создания мер укрепления доверия между военными вот уже несколько лет ничего не предпринимается.
Несмотря на это нам нельзя упускать из вида следующие глобальные вызовы:
— продолжающиеся изменения климата в сочетании с засухами и недостатком воды разрушают естественные основы существования людей во многих частях света. Экономическая отсталость, перенаселение и неграмотность уничтожают у них надежду на достойное будущее для грядущих поколений;
— военная сила и экономическая мощь побуждают некоторые державы к игнорированию независимости и права на самоопределение суверенных государств и к расширению своего политического влияния как на региональном, так и на глобальном уровне;
— опосредованные войны, в том числе с использованием тайных, нерегулярных формирований, повышают риск прямой военной конфронтации великих держав.
Недостаток дальновидности и стратегического мышления
Россия после длительного периода ослабления вновь стремится к политическому влиянию и признанию себя как великой державы, в особенности в отношениях с Соединенными Штатами. Отстаивание российских стратегических интересов, например, на Украине или на Ближнем и Среднем Востоке, наталкивается на сопротивление Запада. Запад — и прежде всего Европа — должны разработать тут собственную стратегию. Но до сих пор ответом Запада на возросшее политическое самосознание и усиление военного потенциала России был лишь крайне опасный отход от реальной, основанной на его собственных интересах политики.
При этом необходимо вместе искать пути выхода из кризисов и конфликтов нашего времени. К этим усилиям должна относиться и готовность к установлению баланса интересов там, где это необходимо и допустимо. Баланс интересов мог бы стать катализатором для разумной политики, но предполагает учет понятных всем сторонам политических и стратегических интересов в европейской внешней и военной политике.
Кажется, что растет понимание того, что Европа должна занять твердую позицию между Россией и Соединенными Штатами. Но один из бывших федеральных канцлеров несколько лет назад посетовал на недостаток квалифицированных политиков на руководящих постах. Судя по всему, многим современным политикам недостает политической дальновидности и способности к стратегическому анализу, чтобы разгадать опасность того, что мы как в 1914 году можем подобно сомнамбулам забрести в военный конфликт.
Торговая война США ослабляет НАТО
Североатлантический альянс, который десятилетиями был оплотом стабильности и равновесия в отношениях Востока и Запада, попал из-за политики американского президента в сложный и даже опасный фарватер. Когда Варшавский договор был распущен, Россия посчитала, что и НАТО утратило право на существование. Теперь же Соединенные Штаты торговой войной против своих союзников ставят под удар сплоченность и дееспособность альянса. В параграфе 2 Североатлантического договора говорится: «Они (страны-члены альянса) будут прилагать все усилия, чтобы устранять противоречия в их международной экономической политике и содействовать экономическому сотрудничеству между отдельными или всеми участниками».
К сожалению, и немецкое федеральное правительство, отказываясь вносить в коллективную оборону НАТО военный вклад, соответствующий размеру и экономической мощи страны, способствует разрушению политического фундамента альянса, то есть солидарности союзников.
Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) пожаловался недавно на то, что между Западом и Россией нет основы для доверия. Главные причины этого — антагонизм между великими державами, информационная война, которой мы подвергаемся каждый день, провокации и ответные провокации, подозрения и взаимные обвинения, угрозы и ответные угрозы, санкции и контрсанкции.
Испытанные механизмы должны быть вновь активированы
Политики должны понять, что этот путь тупиковый. Кризисы и опасности нашего времени можно преодолеть только через разрядку и взаимное доверие. А доверие возникает только через совместные поиски правда. Ведь именно правда попала в последнее время под колеса. Можно, конечно, цинично сказать, что перед второй иракской войной хотя бы были предприняты попытки сконструировать какие-то доказательства. Сегодня уже ожидается, что люди будут считать предположения достаточным поводом для начала конфликта.
Современные конфликты могут быть разрешены только через тесное сотрудничество Соединенных Штатов и России. Но свою лепту может внести и Европа, в особенности Германия. События на Украине и в Сирии не должны оставлять нас равнодушными. Поэтому важно вновь активировать испытанные политические механизмы. В первую очередь я имею в виду форум Большой восьмерки. Кроме того, санкции и контрсанкции, мешающие тесному сотрудничеству, должны быть отменены. Военные меры укрепления доверия будут способствовать тому, что спираль эскалации не будет раскручиваться дальше, а комплексные военные ситуации не выйдут из-под контроля.
Больше предсказуемости новым импульсам
Проводить ответственную политику — это значит действовать во имя найденной общими усилиями правды и на основе выработанного общими усилиями принципа разумности. То есть необходимо искать пути к большей предсказуемости и прогнозируемости политических действий, к взаимопониманию, сбалансированности интересов и взаимному доверию, чтобы дать новый импульс разоружению и контролю над вооружениями, а также выработке мер укрепления доверия при проведении военных мероприятий.
Только совместными усилиями великие державы могут разрешить кризисы и конфликты нашего времени и устранить причины возникновения новых опасностей. Только совместными усилиями можно улучшить условия жизни в беднейших странах мира, противодействовать возникновению приводящих к хаосу миграционных цунами, успешно бороться с международным терроризмом, устранить причины этнических и религиозных конфликтов и содействовать свободной мировой торговле и мирному сосуществованию наций.
Доклад с текстом этой статьи Харальд Куят сделал в Академии национальной обороны в Вене 6 июня 2018 года.