Они покинули свои дома, но по-прежнему помнят их запах, хотя стены уже разрушены. Они покинули свою страну, чтобы избежать смерти, вырвать себя из пасти режима, который не останавливается ни перед чем, чтобы построить из черепов сыновей своего народа лестницу, ведущую его к мечтам о славе, и увековечить память о себе. Они уезжают, не зная, где окажутся, и только их собственные действия определят это, а их вера в себя стала для них единственным компасом в путешествии, которое может стоить им жизни.
«Сирийцы в Египте» — это заголовок, который вы часто можете прочесть в газетах и журналах или на спутниковых каналах. Иногда он используется, чтобы сыграть на струнах братства, арабизма и подчеркнуть необходимость открыть двери для тех, кто спасается от ужасов войны, которая пожирает все живое. Однако после семи лет войны у себя на родине сирийцы стали влиятельной силой в египетском обществе.
За последние несколько лет 500 000 сирийских беженцев в Египте преуспели в создании экономической империи, что стало для всех неожиданностью. Эта империя смогла создать новые концепции в сфере инвестиций и малых предприятий в той мере, в какой сирийцы сами являются работодателями для своих соотечественников. И все это в то время, когда египтяне страдают от роста безработицы, что вынуждает многих из них эмигрировать, пока остальные ждут хороших вакансий. Почему сирийцы преуспели в Египте, несмотря на ухудшающуюся экономическую ситуацию?
Успешный опыт
«Когда я приехал в Египет в 2013 году, я не думал о том, чтобы остаться здесь надолго. Я думал, что это продлится не дольше нескольких месяцев или даже год, а затем я вернусь в свою страну или, по крайней мере, уеду в Европу. Однако через год ситуация кардинально изменилась, когда я столкнулся с необходимостью выйти на рынок труда после того, как у меня закончились деньги», — с этих слов Джасем Аль-Асли начал рассказывать о своем опыте в Египте.
Аль-Асли известен как Абу Яхья ас-Сури. 50-летний житель города работает мясником. В интервью Noon post он рассказал, что искал работу около двух месяцев, но, в конце концов, решил открыть небольшой проект по убою скота и приготовлению мяса.
«Начало было трудным, особенно если учесть, что некоторые египтяне смотрели на нас как на тех, кто заставляет их делиться своими средствами к существованию, но со временем нам удалось завоевать доверие всех», — отметил Абу Яхья, упомянув, что менее чем за три года его рестораны стали одними из самых известных заведений города, не говоря уже об открытии филиалов в других городах, таких как Эль-Ашир-мин-Рамадан в провинции Эш-Шаркия.
40-летний Хусейн аль-Фирас отметил, что египетский народ любят в регионе за то, как он относится к своими арабским собратьям. Он рассказал Noon post, что когда приехал в Египет в начале 2014 года, у него не было денег, чтобы открыть свое собственное дело, но позже один египетский бизнесмен предложил ему стать партнером и открыть ресторан сирийской кухни.
По словам Аль-Фираса, он обнаружил, что египтяне любят определенные виды сирийских блюд, включая кнафе с сыром, который представляет собой смесь сыра и меда. Он продавал его по низкой цене, что привлекало большое количество клиентов. Всего за два года он сумел выкупить кафе у своего партнера и сегодня владеет им один. На него работают пятеро молодых египтян.
Истории успеха сирийцев не ограничиваются известными проектами в сфере общественного питания — они достигли гораздо больших высот в бизнесе. В частности, некоторым сирийским бизнесменам удалось за последние годы построить заводы и учредить компании. Среди них можно выделить Фейсала аль-Хатиба, известного как Абу аль-Касем. Он является владельцем предприятия по производству одежды в Аль-Хараме в провинции Эль-Гиза.
В интервью НунПост Абу аль-Касем рассказал, что первоначально выкупил фабрику у ее владельца египтянина за сумму около 50 тысяч долларов, а затем провёл реструктуризацию предприятия. Сегодня оно специализируется на производстве одежды, которую носят в Сирии и странах Персидского залива. По его словам, всего за два года фабрика смогла добиться большой известности в регионе, и ее продукция стала пользоваться спросом во многих магазинах. В настоящее время рыночная стоимость его фабрики составляет почти 500 тысяч долларов.
Почему сирийцы преуспели?
В то время как уровень безработицы среди египтян в первом квартале этого года достиг 10,6%, а абсолютный показатель безработицы составляет 3 миллиона 94 тысячи человек, в дополнение к повышению в три раза уровня нелегальной миграции египетской молодежи в последние годы, которая сопровождается увеличением заявок на миграцию в посольствах европейских и арабских стран, сирийцы, проживающие в Египте, становятся лучшими примерами историй успеха.
Все это происходит в условиях экономического кризиса, который продолжается в Египте в течение многих лет и способствует ухудшению условий жизни граждан. Около 30 миллионов египтян оказались за чертой бедности, и этот показатель, вероятно, удвоится, если ситуация не изменится. Все это подводит нас к вопросу: почему сирийцы добиваются большего успеха по сравнению с египтянами?
Прагматичность сирийцев и их желание проявить себя, отказаться от показного поведения и формальностей являются ключевыми элементами их успеха на египетском рынке, по словам экономиста Мохаммеда Саида Ханафи, члена Федерации египетских отраслей промышленности. Он призывает египетскую молодёжь учиться на примере сирийских коллег.
Ханафи рассказал НунПост, что рабочие места, которые заняли сирийцы, были отвергнуты многими египтянами, особенно выпускниками университетов. Некоторые из них предпочитают сидеть в кафе в очереди безработных, ожидая работы в государственном секторе, в то время как другие считают, что техническая или скромная административная работа является своего рода оскорблением для них, поскольку не соразмерна их научным степеням, не говоря уже о большом разрыве между содержанием учебных планов и ситуацией на рынке труда.
Член Федерации египетских отраслей промышленности отметил, что отсутствие у египетской молодежи реального желания проявить себя и продемонстрировать абсолютную отдачу является причиной ее неудач и стремления искать быструю выгоду, легкие пути, будь то через законную или незаконную миграцию или через такие виды деятельности, как археологические раскопки и поиск золота.
Что касается журналиста Мухаммеда Али Хейра, бывшего редактора газеты «Аль-Джумхурия» и ведущего программы «Наше египетское слово», то он рассказал нам о некоторых случаях, с которыми столкнулся лично. Так, он упомянул, что однажды связался с сирийским работником одной из компаний, чтобы отремонтировать свою систему кондиционирования воздуха. По его словам, после полного завершения ремонта работник удивился, когда ему дали сумму денег, превышающую ту, которая была заявлена в бланке фирмы, где он работает. Когда ему сообщили, что оставшиеся деньги можно оставить себе, сириец отказался, подчеркнув, что возьмёт только то, что ему причитается.
Он добавил, что после этого события, которое очень противоречит тому, что практикуют египтяне, услуги сирийца стали очень востребованы в районе. Именно так и произошло: номер телефона сирийского работника быстро распространился среди друзей журналиста, и он стал самым часто вызываемым специалистом по ремонту кондиционеров, так как ему удалось завоевать уважение и доверие многих египтян.
В то же время египетский журналист осудил то, что назвал высокомерием местной молодёжи, которая ожидает лучших рабочих мест по сравнению со своими сирийскими братьями, соглашающимися на работу в любой области. Они развивают себя в выбранной ими сфере и завоёвывают доверие людей, чтобы с течением времени стать владельцами успешного бизнеса. Именно такой подход демонстрируют сирийцы с тех пор, как прибыли в Египет.
В целом сирийский опыт в Египте продолжает доказывать свой успех, несмотря на административные и иные ограничения, введенные против сирийцев, попытки разрушить все то, чего они успели добиться за последние годы, пока остальные боятся экономических рисков или руководствуются страхами по поводу безопасности.