Karar (Турция): Керченский пролив и Турция

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Сдержанная позиция Турции относительно конфликта России и Украины в Керченском проливе достойна похвалы. Однако если союзники Турции по НАТО потребуют от нее пропустить в Черное море военные силы сверх тех ограничений, что предусмотрены Конвенцией Монтре, то Анкара может столкнуться с еще большим давлением, чем в ходе грузинского кризиса, считает Менсур Акгюн из турецкой «Карар».

Керченский пролив — это довольно широкий по сравнению с проливами Босфор и Дарданеллы международный водный путь длиной 35 километров, соединяющий Азовское море с Черным морем. После развала Советского Союза режим прохождения через пролив был установлен соглашением, заключенным между Украиной и Россией в 2003 году. Но когда Россия присоединила Крым и построила мост, соединивший два берега пролива, это осложнило функционирование режима.

События 25 ноября, когда Россия пожелала остановить принадлежащие Украине два небольших военных корабля и одно вспомогательное судно на основании их захода в российские территориальные воды, открыла огонь по этим кораблям и арестовала членов экипажа, привели к тому, что проблемы, которые и так существуют между двумя странами, достигли масштабов кризиса, Украина объявила военное положение, отреагировала НАТО. К счастью, на сегодняшний день кризис, кажется, в значительной степени утих.

Понятно, что из-за этих событий две страны не будут воевать друг с другом, и напряженности, которая поставит под угрозу международный мир и безопасность, не будет. В заявлениях стран, которые могут стать стороной проблемы, прежде всего США, доминируют не азарт, а умеренность. Выражается беспокойство, звучат заявления в поддержку Киева. Но провокационных действий избегают. Надо заметить, что сдержанная позиция Турции тоже достойна похвалы.

***

У российской и украинской сторон есть по-своему справедливые основания. Если хотите, вы можете согласиться с позицией одной из сторон и поддержать ее. Однако такой подход повлечет за собой не столько утихание кризиса, сколько его еще большую эскалацию, а также нанесет вред вашим отношениям с той стороной, которую вы не поддержали. Поэтому самый правильный подход — не становиться стороной проблемы, напрямую не угрожающей вашим жизненно важным интересам, предлагать посредничество, содействие, как это делает Турция, и прилагать усилия в этом направлении.

Тем не менее мы не должны упускать из виду вероятность того, что эта проблема может обостриться и поставить нас в ситуацию сложного выбора. В конце концов речь идет о напряженности вокруг суверенных прав. Ни Украина не сможет признать аннексию Крыма в ближайшем будущем, ни Россия — отступить. Сегодня Керченский пролив, а завтра — другая какая-нибудь проблема может так же повысить напряжение в отношениях двух стран.

***

Самым серьезным сценарием, способным осложнить положение Турции, может быть следующий: союзники Турции по НАТО попросят ее пропустить в Черное море военную силу сверх предусмотренных Конвенцией Монтре ограничений. В этом случае Анкара может столкнуться с похожим или, может быть, даже еще более интенсивным давлением, нежели в ходе грузинского кризиса в 2008 году. Более того, одна или несколько прибрежных стран Черного моря могут даже перейти к инициативам по видоизменению Конвенции Монтре.

Давайте не будем забывать, что США любят показать свой флаг, свою военную мощь и использовать демонстрацию силы как инструмент дипломатии. Совсем недавно два американских военных корабля, один из которых оснащен управляемыми ракетами, прошли через Тайваньский пролив, дав недвусмысленный сигнал Китаю. США даже не скрывали, что осуществили проход через пролив именно с этой целью. На самом деле сейчас они показывают свой флаг и в Черном море в рамках закрепленных Конвенцией Монтре ограничений.

Для нас проблема может возникнуть в том случае, если США и другие государства пожелают избавиться от предусмотренных Конвенцией Монтре ограничений, прежде всего ограничения 45 тысяч тонн как максимально допустимого водоизмещения для пребывания нечерноморских государств в Черном море, и более активно, регулярно присутствовать в этом море. Документ, который с 1936 года служит удовлетворению нужд Турции в сфере безопасности и дает нам козыри для торга, могут попытаться положить на стол для пересмотра…

Обсудить
Рекомендуем