Сейчас вопросы о возможном размещении авиабазы и комплекса поддержки российской военной авиации, а также возможном строительстве глубоководного порта у венесуэльских берегов для обслуживания российских военных кораблей окутаны завесой догадок. Есть сообщения, которые это подтверждают (в частности, официальное российское новостное агентстве ТАСС), в то время как другие не менее авторитетные источники это отрицают или преподносят в ином свете. Анализируя данный вопрос, будем исходить из того, что да, действительно, идет какое-то движение, и последствия (если все воплотится в жизнь) будут весьма ощутимыми как для Венесуэлы, так и для всего континента.
Мы неоднократно указывали, что в игре тяжеловесов мировой геополитики наша страна в лучшем случае рассматривается как пешка, обслуживающая интересы гораздо более значимых фигур, даже если Мадуро и компания будет что-то рассказывать о стратегическом альянсе, в котором боливарианская революция играет центральную роль.
С появлением межконтинентальных ракет крупные военные базы, разбросанные по миру, утратили свое значение, но не менее верно и то, что конфронтация США с Россией и Китаем происходит также и на геостратегических площадках, удаленных от американской территории.
Тут у США значительное преимущество, поскольку они имеют военные объекты почти во всех ключевых точках (Средний Восток, Европа, Корея, Тихий океан, Япония, страны НАТО, Колумбия и т.д.), в то время как Россия не располагает столь разветвленной и обширной сетью баз, а Китай только сейчас начинает осваивать близлежащие моря, причем наверняка делает это в экспансионистских целях. Итак, несмотря на многочисленные попытки, после Карибского кризиса 1962 года России не удалось закрепиться на американском континенте.
Тяжелейшая экономическая, социальная и гуманитарная ситуация, в которой находится сейчас Венесуэла, ведет к тому, что Мадуро вынужден соглашаться на любые просьбы в обмен на помощь, в которой он нуждается, невзирая на нарушение норм действующей Конституции. Именно тут представляется интересная возможность спровоцировать США, показать, что он все еще пользуется поддержкой одного из главных мировых игроков и таким образом попытаться сохранить режим, осаждаемый со всех сторон. Именно этим объясняется приземление и недолгое пребывание российских бомбардировщиков на нашей территории, совместная тренировка военно-воздушных сил, кампания в прессе с целью убедить весь мир и венесуэльцев в том, что самая сильная в экономическом и военном отношении мировая держава никогда не сможет уничтожить наследие Великого Команданте. Что действительно вероятно, так это то, что данные события повлекут за собой тревогу и дестабилизацию на всем континенте.
На прошлой неделе мы вспоминали о том, как Кеннеди и Хрущев урегулировали Карибский кризис 1962 года без участия Фиделя Кастро. А ведь речь тогда шла о размещении ракет, способных нанести удар по США с самых ближних задворков, находящихся на расстоянии всего 90 миль от американских берегов.
На этой неделе президент Трамп решил вывести американские войска из Сирии, отказался от мысли свергнуть сирийского диктатора Асада и молчаливо согласился оставить эту зону влияния за Россией, которая добилась там наибольшего успеха. Почему бы не допустить, что подобный обмен сферами влияния повлияет на судьбу незадачливого Николаса Мадуро и его увядающей революции? Подобный обмен мог бы иметь смысл. Трамп и Путин могли бы договориться на следующих условиях: «я тебя не беспокою в твоей зоне влияния (Сирия, Украина, Крым), а ты не лезешь в мою (американский континент)».
Некоторые диктаторы — Насер, Тито, Сукарно, Кастро и др. — умело доили своих покровителей во временя двухполюсного мира. Однако маловероятно, что недалекие ребята вроде Мадуро, Ортеги и им подобных сумеют извлечь такую же пользу для своих народов, но зато вполне может получиться так, что их наследие будут расхлебывать целые поколения.