Совет министров утвердил основные направления польской внешней политики на 2019 год. Это решение станет основой, на которой министр иностранных дел подготовит соответствующее информационное сообщение, традиционно оглашаемое в Сейме в начале года. Несколько недель назад, подводя итоги работы польской дипломатии за последние три года, глава МИД Яцек Чапутович (Jacek Czaputowicz), объявил, что главными задачами внешней политики останутся обеспечение Польше безопасности, экономического развития и формирование ее положительного имиджа на мировой арене. В своем выступлении перед Сеймом он наверняка будет говорить о международной ситуации и представит список приоритетов польской дипломатии.
Сложное окружение
Я хочу обратить внимание на несколько тем. В Новое время проклятием польской геополитики было положение Польши, находящейся между Германией и Россией. Перед нашей страной стояла перспектива оказаться зажатой в клещи. В последние три века политики спорили, как обеспечить Польше безопасность и независимость. Национально ориентированный лагерь говорил, что сохранить суверенитет мы можем только собственными усилиями, а его противники считали, что Польша сможет выжить, только если она подчинится одному из наших сильных соседей.
Вступив в НАТО и Европейский союз, мы надеялись, что проблема «клещей» ушла в прошлое. Мы стали частью западной цивилизации, которую защищают Альянс и ЕС. Однако призраки прошлого вернулись. Угроза со стороны проводящей ревизионистскую политику России нарастает, а уверенность в том, что Запад сможет адекватно отреагировать на ее шаги, тает.
В 2019 году Москва, по всей вероятности, может предпринять дальнейшие попытки дестабилизировать Украину, а также вмешаться в ход украинских президентских выборов. Россия хочет спровоцировать вспышку общественного недовольства и привести к власти пророссийские силы, которые откажутся от демократических и рыночных реформ, а в итоге подчинят Киев Москве. В контексте вышеозначенной угрозы и сложностей, возникающих в польско-украинских отношениях, перед Варшавой встанет непростая задача. Ей придется решить, как оказывать Украине поддержку, а при этом решать исторические и текущие проблемы. В Киеве знают об этой польской дилемме и будут использовать наши колебания в своих интересах.
Также можно предположить, что строительство газопровода «Северный поток — 2» будет сопровождаться наращиванием российского военного присутствия в Балтийском море. Милитаризация этого района представляет опасность для всей Центральной и Северной Европы. Польше следует взять на себя роль «сигнальщика», который обращает внимание других на возникшие угрозы. Не стоит верить, что, идя Москве на уступки, мы добьемся ее расположения, экономических выгод и одобрения европейских столиц. Эту политику пыталось проводить правительство «Гражданской платформы» (PO) и Польской крестьянской партии (PSL), но оно не добилось результатов.
Одной проблемой будет российский ревизионизм, а второй — направление развития Европейского союза и его крупнейших членов. В середине следующего года завершится срок полномочий Европарламента и Еврокомиссии, которые не могут похвастаться успехами.
Список их ошибок довольно велик. ЕС не расширяется, а уменьшается и утрачивает силу, теряя Великобританию. Европейская интеграция, вопреки желаниям федералистов, не углубляется, возникает Европа разных скоростей. Мы видим не либерализацию экономики и рост конкуренции, а все более активное использование протекционистских практик. Европейские институты не справились также с разрешением международных кризисов в нашем окружении: прогресса в преодолении российско-украинского, сирийского или ливийского конфликтов не видно.
Вместо развития, инноваций, расширения зоны стабильности и устранения международных конфликтов европейские бюрократы предлагают нам идеологические игры. В мире (или по крайней мере в Европе) должна, на их взгляд, господствовать либеральная демократия, то есть система, которая отказывается от традиций и естественного порядка вещей. При помощи массированной пропаганды, социальной инженерии, а также финансового давления (трюки с рейтингами, климатическая политика, квоты и требования, предъявляемые к структуре энергетики) нынешние европейские институты стараются создать новый «демос».
Ведущие страны ЕС порывают с идеей солидарной европейской политики и собственными силами ищут решения как во внутри-, так и во внешнеполитической сфере. Бал правят эгоизм и двойные стандарты. Эти реальные проблемы стараются скрыть от нас при помощи лживой риторики, в оруэлловским стиле меняя значение терминов. Протекционистские, не имеющие ничего общего с солидарностью и закрепленными договорами нормами действия называют квинтэссенцией европейских ценностей, а попытки сохранить единство, рост или основополагающие принципы клеймят как проявления популизма.
Перспектива того, что Польша окажется зажата в клещи, возвращается. На востоке поднимает голову российский империализм, а Запад усиливает идеологическое давление, предписывая всем развиваться в единственно верном направлении.
Меры для исправления ситуации
К счастью, польская дипломатия адекватно реагирует на обострение ситуации, проблемы и угрозы. В последние три года мы наконец занялись укреплением безопасности Польши и региона. В 2017 году у нас появились войска НАТО и США. Кроме того, мы активизировали инфраструктурное и энергетическое региональное сотрудничество. В 2019 году эти тенденции сохранятся: велика вероятность того, что у нас появятся дополнительные американские подразделения и техника. Варшаве следует позаботиться о том, чтобы шаги США служили дополнением к инициативам НАТО. Наращивание военного присутствия должно сопровождаться разработкой военных планов для восточного фланга, а также появлением соответствующего регионального натовского командования.
Брексит был для ЕС ударом, но для нас он может стать шансом на налаживание многосекторного сотрудничества со второй по величине европейской экономикой и мировой державой. Военные и газовые соглашения с США могут послужить катализатором дальнейшего развития экономических контактов с этой страной.
Более сложной задачей в следующем году станет нормализация функционирования ЕС. В первом полугодии Польше придется продолжать защищаться от идеологических атак, нацеленных на то, чтобы пошатнуть позицию Варшавы и ослабить польское правительство. После евровыборов появится шанс на изменение направления деятельности как Европейского парламента, так и Европейской комиссии. Эти институты должны вернуться к роли защитников закрепленных в договорах свобод и перестать злоупотреблять правом призывать к порядку и контролировать страны-члены ЕС.
В будущем году у нас также останутся шансы укрепить свою позицию на международной арене. Варшаве следует открыть дополнительные консульские отделы в США, Канаде и Китае, а также новые дипломатические представительства в Азии и Африке. Эту сеть могут дополнить новые торговые представительства. У Польши останется важный инструмент — место в Совбезе ООН. Нам следовало бы подключиться к разрешению одного из кризисов за пределами Европы. У нас есть средства на то, чтобы оказывать гуманитарную помощь, есть военные, обладающие опытом участия в миротворческих миссиях, есть широкая дипломатическая сеть. Нам нужно только набраться решимости, осознанно выбрать направление и группу союзников, с которыми мы могли бы к взаимной выгоде продвигать общие интересы.
На 2019 год придется много годовщин. Польша продолжит отмечать столетие своей независимости. С этим событием связаны как общеевропейские важные даты (столетие со дня заключения Версальского мирного договора), так и вехи в двусторонних отношениях с нашими соседями. Нас ждут круглые годовщины начала Второй мировой войны, создания НАТО, нашего присоединения к этой организации, первых свободных выборов в Польше и начала польской трансформации. У нас будет много подходящих случаев для того, чтобы напомнить Европе и миру о нашей истории, культуре и достижениях последних десятилетий.
В 2019 год будет периодом, когда появится множество проблем и угроз, но одновременно шансов и возможностей. У нас есть инструменты, которые позволяют воспользоваться этими шансами. Уже давно не бывало так, чтобы наша дипломатия располагала такими большими человеческими и материальным ресурсами, как сейчас. Пожалуй, впервые за много лет наши дальнейшие успехи зависят в основном от нашей воли, решимости и наличия идей.