Многие церкви в Иерусалиме, Вифлееме и Хайфе посещают как русские, так и украинцы: часть из них — трудовые мигранты, другие — бывшие граждане советского союза, исповедующие христианство. Там очень надеются, что схизма между Москвой и Киевом не помешает рождественской атмосфере мира и согласия.
Движущей силой кампании по отделению украинской церкви стал президент Петр Порошенко, чьи противники дома считают, что его увлеченность этим теологическим вопросом связана с предстоящими весной выборами. Перед церемонией провозглашения независимости украинской православной церкви Порошенко советовался с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, который, по мнению Москвы, тем самым принял сторону Украины в этом споре. Московский патриархат объявил, что в знак протеста против этого он разрывает отношения с патриархатом в Стамбуле. На практике, однако, русская церковь уже давно не подчиняется церковному руководству в Стамбуле.
В воскресный вечер 300 миллионов православных христиан встречали Рождество. Рождество — большой праздник, во время которого большинство ближневосточных христиан — сирийцев, палестинцев и коптов — приветствуют друг друга словами «Id milad majid!», что значит «Счастливого Рождества!». Восточные католики, например, марониты, мелькиты и часть армян праздновали Рождество 24-25 декабря.
На Святой земле самая большая доля христиан живет в государстве Израиль, а меньше всего их на оккупированных территориях. Большинство христиан Газы бежали на западный берег Иордана в Вифлеем. Несмотря на это, родной город Христа до сих пор остается преимущественно мусульманским.
Ближний восток, когда-то центр христианского мира, сейчас стал самым нестабильным его регионом. Лишь в одной стране — Иордании — число христиан растет: они приезжают из Сирии и Ирака, спасаясь от Аль-Каиды* и ИГИЛ** (организации, запрещенные в России — прим.ред.). Доля христиан в Сирии, Ливане и израильской Палестине в последние годы резко упала на фоне массовой эмиграции в Чили, Бразилию, Гондурас, Аргентину и США.