Le Figaro (Франция): чем восточные христиане заслужили такое невнимание к себе?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Доброжелательное отношение западных стран к восточным христианам необходимо, однако его одного недостаточно. Восточные христиане — часть нашей, средиземноморской цивилизации, и их нужно воспринимать именно в таком ключе. Наместника епископа восточных католиков во Франции беспокоит, что Запад не защищает восточных христиан, особенно на Ближнем Востоке. Он считает, что это плохо скажется на европейской цивилизации.

Доброжелательное отношение западных стран к восточным христианам, конечно, необходимо, однако его одного недостаточно, чтобы воздать им должное. Восточные христиане — часть нашей, средиземноморской цивилизации, и их нужно воспринимать именно в таком ключе.

Пришло время вновь открыть для себя единство нашей, средиземноморской цивилизации.

От Андалусии до Турции, от Алжира до Прованса, от Марокко до Греции и Хорватии — повсюду пейзажи напоминают друг друга, поскольку являются наследием греков и римлян, арамейцев и арабов, египтян и берберов. Оливковые рощи, виноградники, пальмы, спускающиеся к морю холмы, рыбаки, песни, храмы — вот наша средиземноморская цивилизация. Она едина и многообразна, связана с Африкой и Аравией, Персией и Центральной Европой.

Разве можно забыть, чем мы обязаны египетской, арамейской и ассиро-вавилонской цивилизации? Средиземное море, на котором столько людей с севера любят отдыхать в хорошую погоду, не должно стать границей между двумя мирами. Это было бы равнозначно тому, чтобы разрубить надвое нашу собственную цивилизацию, наше собственное тело. Очевидно, что мусульманское меньшинство появляется в Европе, в странах, которые были непривычны и не готовы к этому. Это поднимает прекрасно известные нам проблемы, которые едва ли являются непреодолимыми, однако требуют осмысленного взгляда на самих себя и полезных для всех прояснений.

Что говорят о себе христиане? А что говорят о себе мусульмане? И что говорит о себе светское общество в тот самый момент, когда люди путают светский характер государственной власти, государственных служб, общественного пространства и общественного мнения? В 2017 году премия за вклад в дело светского общества досталась «Фемен», чьи активистки вторглись в Собор Парижской Богоматери и Церковь Мадлен. Как в таких условиях помочь мусульманам, которые не хотят интегрироваться в светское общество?

На юге и востоке нашего общего Средиземноморья христиане живут вот уже больше двух тысяч лет. 13 столетий назад к ним пришли мусульмане, с которыми у них сложились в некоторых случаях трудные, а в других — плодотворные отношения. В частности они выступали в качестве проводников культуры. Эти христиане — не потомки крестоносцев и колонизаторов: это пятидесятники, в некоторых случаях выходцы из иудаизма, копты, последователи сирийской церкви, греки. Это люди культуры и мира, которые стоят на службе своих соотечественников. У них есть школы, где учатся христиане и мусульмане, мальчики и девочки, богатые и бедные, даже очень бедные. То же самое касается и их больниц. Эти люди не жаждут власти, и большинству из них чужда воинственность. Многие остались, чтобы служить своей стране и жить в мире со всеми.

Чем они провинились?

Что они сделали, чтобы вызвать у некоторых стремление выдворить или уничтожить их, от армянского геноцида в 1915 году до недавних геноцидов «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация, прим. ред.)?

Чем они заслужили нынешнее отношение защитников меньшинств, которые практически не уделяют им внимания? В чем их проступок, раз целый ряд правительств закрывают глаза на их трагедии? Американцы считают, что помогли христианам в Ираке, Багдаде и Мосуле? История рассудит. Мы рассудим. Но пока что христиане страдают.

Нам нужно в полной мере понять масштабы стоящего перед нами вопроса. Наблюдаем ли мы параллельно расширение присутствия мусульман во Франции и исчезновение христиан на Востоке?

Здесь не стоит вопрос о бартере: «Я построю тебе мечеть, если ты построишь мне церковь». Нужно смотреть дальше: на кону стоит будущее нашей средиземноморской цивилизации. Дело в том, что вопрос сосуществования христиан и мусульман встает на севере и юге, на востоке и западе Средиземноморья. Оно не может быть возможным на севере и невозможным на юге. Не может быть диалога христиан и мусульман на севере при дискриминации на юге. Не может быть диалога христиан с севера и мусульман с юга через голову христиан, которые живут на юге Средиземноморья. Все те, кто ощущают дискриминацию, как на севере, так и на юге, должны быть услышаны и обрести человеческое достоинство.

Сложности не ограничиваются одним лишь вопросом отношений мусульман и христиан. Существуют и сложности между христианами. Иногда православные церкви не признают крещение католика, без чего, кстати говоря, невозможен плодотворный экуменический диалог. При этом в католической церкви некоторые до сих пор не поняли постановление II Ватиканского собора о равенстве церквей и обрядов и верят в превосходство латинской церкви.

Как можно не понимать, что сохранение восточных христиан, которые вот уже два тысячелетия живут в регионе, — это не просто защита меньшинства, чем, как утверждалось, занимался османский султан. Это не просто защита дискриминируемого меньшинства, одного из, к сожалению, многих, а сохранение нашей цивилизации и обеспечение условий ее выживания.

Породившая полемику книга «Столкновение цивилизаций» Сэмюэла Хантингтона (Samuel Huntington) представляет будущие конфликты как войны цивилизаций. В конечном итоге, защита своей цивилизации может быть куда более легитимной задачей, чем стремление отстоять клочок земли или долю рынка! Тем не менее, нужно дочитать книгу до конца: быть может, именно цивилизации помогут нам избежать войны.

Цивилизация же во многом определяется уважением к меньшинствам, способностью предоставить всем равные гражданские права.

Восточным христианам принадлежит ключевая роль в нашей цивилизации завтрашнего дня, и мы все являемся свидетелями множества их инициатив.

Так, не будем же превращать их в музейные экспонаты.

Его Преосвященство Голльниш, генеральный директор организации «Дело Востока», наместник епископа восточных католиков во Франции.

Обсудить
Рекомендуем