Воины, лихо размахивающие топорами, храбро и с волчьим рыком бросающиеся на врагов… Легенда о гордых и почти непобедимых викингах живет до сих пор. Но последние исследования доказывают, что в этом героическом мифе практически нет ни капли правды.
Этих мужчин звали Снеколь, Серквир или Брюньольф, и они относились к самым неприятным типам, когда-либо жившим на земле. Они убивали людей в пьяном угаре, нападали, как правило, на более слабых и крали все, что плохо лежало. Своих жертв они рубили топорами или безоружными нанизывали на копья. Вот такими викинги были на самом деле. В течение многих столетий ни одному ученому в голову не приходило героизировать эти банды разбойников. Лишь в падкой на романтику Европе XIX века чудаковатые ученые превратили этих отвратительных северных бандитов и вояк в восхитительную когорту гордых мускулистых вольнодумцев. Так возник существующий до сих пор культ норманнов.
Снимается уже шестой сезон приключенческого сериала «Викинги». Скандинавские разбойники вдохновляют даже физиков. Так американский профессор Джеймс Какалиос (James Kakalios) попытался объяснить «физику супергероев» в одной из своих книг. Он утверждает, что самые сильные викинги были практически непобедимыми. «Колотые или резаные раны они вообще не замечали и продолжали сражаться дальше, охваченные магической яростью».
Но есть ли доля правды в этих легендах? Последние исторические исследования разоблачили многие мифы о северных суперменах как полную выдумку. Ученые обнаружили, что некоторые считавшиеся до сих пор надежными исторические источники оказались на поверку настолько же достойными доверия, как комиксы об Астериксе и Обеликсе.
Многие поклонники викингов до сих пор не знают, что викинги не были даже особым народом, а являлись лишь небольшой группой морских разбойников. Большинство же скандинавов были мирными крестьянами или рыбаками. И воины-северяне не бросались в бой в шлемах, украшенных рогами. Ведь подобный декор делал бы их слишком уязвимыми для ударов мечом.
Сомнителен и центральный миф легенды о викингах — их якобы сверхъестественная сила и бесстрашие, с которым, как считается, нормандские воинственные банды бросались в бой. То, что они вообще вошли в историю как размахивающие топорами мифические существа — результат «замены фактов выдумками», считает норвежский археолог Аре Скарстейн Кольберг (Are Skarstein Kolberg). В журнале «Джорнэл оф милитари хистори» (Journal of Military History) ученый анализирует имеющиеся источники и приходит к неутешительному выводу, который расстроит всех фанатов викингов: скорее всего, белокурых богатырей, из которых якобы состоял героический воинственный народ, никогда не существовало.
Период с конца VIII и до середины XI столетия считается расцветом викингов. Временами зона их действий простиралась до Ньюфаундленда на западе и до Черного и Каспийского морей на востоке.
Самая большая проблема для историков заключается в том, что викинги практически не оставили о себе письменных свидетельств. Все предположения о них основываются преимущественно на археологических находках. Лишь записанные через несколько столетий саги в письменной форме повествуют о жизни и занятиях этих морских разбойников.
Одна из самых интересных фигур в этих сагах — образ берсерка. Сегодня этим словом называют опасный тип бойца — полубезумного агрессора, в слепой ярости бьющего всех, кто попадется под руку. Раньше ученые предполагали, что во времена викингов такие злодеи считались элитными воинами и что именно они определяли победу или поражение в бою.
Но такие ученые, как Кольберг или специализирующийся на изучении викингов британский археолог Родерик Дэйл (Roderick Dale) из университета Ноттингема, сильно сомневаются в правильности подобного толкования. Даже правильный перевод понятия berserkr с древнескандинавского представляет большие трудности для языковедов.
Второй слог serkr можно относительно просто интерпретировать как «рубашка» или в более широком смысле как «доспехи». А вот первый слог ber можно перевести и как «медведь», и как предлог «без».
Для поэта и автора саг Снорри Стурлусона (Snorri Sturluson, 1179 — 1241 г.) дело было яснее ясного: берсерки были, по его мнению, едва одетыми воинами, которые легко передвигались по полю боя, пробивая бреши в обороне противника. В одной старой исландской энциклопедии 1814 года берсерки однозначно описываются как разбойники, идущие в бой в нижнем белье.
Но в середине XIX века, почти через 800 лет после постепенного исчезновения северных воинов, ученые по-другому истолковали это понятие. И вот полуодетые воины вдруг превратились в неуязвимых мужчин, нападавших на врагов, одевшись в медвежьи шкуры. Это описание привело к возникновению образа берсерка, распространенного до сих пор. «Все, что мы сегодня понимаем под эпохой викингов, сконструировано исследователями древности XIX века», — считает Родерик Дэйл.
Викинги стали примером того, что происходит, когда историки компенсируют недостаток фактов избытком фантазии. В старых сагах можно, например, найти истории, как наводящих ужас берсерков иногда убивали во сне ударами дубин, потому что лезвия мечей, как считалось, не могли причинить этим ужасным воинам никакого вреда.
Эти немногочисленные сведения подпитывают бытующее до сегодняшнего дня предположение, что викинги на поле боя были практически непобедимы и что с ними можно было справиться лишь хитростью и коварством.
Археолог Дэйл предполагает, что действительно могли быть воины, шедшие в бой в медвежьих шкурах и, возможно, жесткая кожа животного в определенной степени защищала их от ударов мечей. Но историкам XIX века такие объяснения показались бы слишком банальными.
В старинных рассказах они находили отдельные свидетельства о том, что северные воины перед боем впадали в транс, производящий на всех непосвященных устрашающее впечатление: якобы воины дрожали всем телом, начинали выть, как волки, пускали пену изо рта и принимались грызть края своих щитов, как собаки.
Шведский теолог Самуэль Эдманн (Samuel Ödmann) развил в 1784 году теорию, согласно которой подобное странное поведение могло возникнуть только под влиянием психоактивных веществ. Наблюдая за шаманами, Эдманн пришел к выводу, что викинги перед битвами входили в раж с помощью мухоморов.
Следуя законам логики, эту теорию можно было бы опровергнуть очень быстро. «Ну, невозможно выиграть войну, если воины под кайфом носятся по полю боя», — возразил археолог на этой предположение.
Но и сегодня среди фанатов викингов бытует мнение, что воинственные берсерки перед боем приводили себя с соответствующее расположение духа жареными грибами, хотя подобное не упоминается ни в одной старой саге. Долговечность этой догмы удивляет еще и потому, что в научной основе ей отказано уже давно.
В 1956 году американский невролог Говард Фабинг (Howard Fabing) опубликовал в специализированном «Американском психиатрическом журнале» (American Journal of Psychiatry) результаты одного с этической точки зрения сомнительного исследования, в ходе которого он попытался разгадать загадку транса берсерков. Медик испытал на заключенных государственной тюрьмы в Огайо действие галлюциногена буфотенина, естественного психотропного наркотика, содержащегося и в мухоморах.
У испытуемых Фабинг наблюдал тошноту, боли в области груди и головы, а также чувство беспокойства. Каждый более или менее опытный военный врач признал бы военнослужащего с такими симптомами негодным к боевой службе. Тем не менее Фабинг оценил результаты своего исследования как подтверждение давнего предположения, согласно которому викинги сознательно потребляли мухоморы перед битвой. Поэтому до сих пор жива легенда, согласно которой норманнские воины отправлялись в бой, находясь в наркотическом дурмане.
Археологу Дэйлу остается только удивляться: «При тогдашней тактике ведения войн в таком состоянии от воинов было мало толка, ведь одна из их задач заключалась в удержании линии обороны».
Ученый убежден, что некоторые из его коллег до сих пор остаются в плену заблуждения. По его мнению, то, что воины кусались, лаяли и скалили зубы, — не результат наркотического изменения сознания. Скорее всего, воины с помощью подобных мотивационных ритуалов приводили себя в боевое настроение, так же как это делают спортсмены в наше время.
Однако не исключено, что воинам-северянам не нужно было прилагать особых усилий, чтобы привести себя в нужное состояние. Кольберг предполагает, что берсерки были в большинстве своем ветеранами с поврежденной войнами психикой. Такие солдаты есть и на современных войнах.
«Тысячи лет отделяют эпоху викингов от войны во Вьетнаме, — говорит археолог, — но процесс травматизации солдат остался практически тем же самым».
Как в современном мире, так и тогда многие возвратившиеся домой воины не могли найти себе применения и оказывались на задворках общества. Если понять это, то от героического мифа о викингах мало что останется.
В сагах не найдешь ни одного свидетельства о том, что берсерков после возвращения из разбойничьих походов встречали как героев. Напротив, они доставляли своим соплеменникам, как правило, одни неприятности. «Мы можем предположить, что берсерки были „Ангелами ада" своего времени», — считает Кольберг («Ангелы ада», англ. Hells Angels, — один из крупнейших в мире мотоклубов, пользующийся у правоохранительных органов дурной славой. Считается, что его основали бывшие пилоты эскадрильи «Ангелы ада», не нашедшие себя в мирной жизни после Второй мировой войны, — прим. перев.).
Эти телесно изувеченные, страдающие от посттравматического стрессового расстройства и от осознания своей внезапной невостребованности мужчины бродили в пьяном состоянии по поселениям Скандинавии и были готовы в любой момент вступить в драку. «Это было похоже на насильственные преступления под воздействием алкоголя, о которых мы сегодня читаем в газетах», — говорит Кольберг.
То, что викингов в будущих исторических описаниях будут изображать мифическими воинами, вероятно, изрядно позабавило бы этим хулиганов с нарушенной психикой. В их времена дебоширам была уготована совершенно другая судьба: их насмерть забивали палками. Или еще хуже: ссылали в пустоши Исландии.