Фейсбук сильнейшим образом изменил нашу повседневную жизнь и наше общение с другими людьми. Но что произойдет, если мы вдруг от него откажемся? Американские ученые выяснили это в ходе самого обширного исследования в этой области. Результаты их удивили.
Вероятно, помимо смартфона, ни одна другая технология со времени возникновения телевидения не изменила так сильно формы и методы общения между людьми, способы получения информации и проведения досуга, как социальные сети. Оставаться на связи с другими людьми, посылать им сообщения или делиться с ними информацией требует сейчас намного меньше усилий. Соответственно возросла скорость коммуникации и расширились сферы, в которых можно применить возможности социальных сетей.
В качестве самого простого примера можно привести почтовую открытку, которую раньше покупали в отпуске, что-то на ней писали, наклеивали марку и бросали в почтовый ящик. Через две недели открытка приходила адресату. Как правило. Сегодня же ее заменил пост в Инстаграме или сообщение в Вотсапе или — в экстраординарных случаях — в Лайвстриме.
Фейсбук с 2,3 миллиардами активных пользователей в месяц (данные 2018 года) остается с большим отрывом самой обширной социальной сетью в мире. 2,3 миллиарда — это почти треть всего человечества. Средний пользователь проводит 50 минут в день в Фейсбуке или на его смежных платформах — в Инстаграме и Мессенджере. Это относится и к Германии, где 30 миллионов человек пользуются этими средствами коммуникации ежемесячно, 21 миллионов — ежедневно.
Понятно, что наука уже давно занимается преимущественно негативными сторонами этого явления, а их, судя по всему, немало. Ученые утверждают, что социальные сети делают людей одинокими, вызывают у них депрессию и привыкание, что они являются катализатором распространения ложной информации. К этому добавляются опасения касательно неприкосновенности приватной сферы и сбора данных разными компаниями. Вспомним скандал с компанией «Кембридж Аналитика» (Cambridge Analytica)*. Но другие исследования показали, что благодаря социальным сетям общество стало более дружелюбным, люди сблизились между собой, активнее участвуют в политической жизни. Правда, некоторые из подобных исследований финансировались самими социальными сетями. Так, сооснователь, бывший президент и консультант Фейсбука Шон Паркер (Sean Parker) сказал в 2017 году в одном интервью:
«Фейсбук хочет максимально завладеть вниманием пользователей… Он — замкнутая система социального самоутверждения, он использует психологическую уязвимость человека».
Это замкнутая система, от которой мы, однако, не готовы так просто отказаться. Исследование британских ученых, к которому были привлечены 1,2 тысяч человек, недавно показало, что средний пользователь готов на год отказаться от Фейсбука за сумму от 1000 до 2000 долларов. Но есть и более невероятные данные: ученые частного университета имени Карла Ландштайнера в Кремсе, сотрудничающего с Медицинским университетом Вены и Техническим университетом Вены, пригласили к участию в исследованиях 1 тысячу человек. Условие было одно: испытуемые не должны были пользоваться социальными сетями и Вотсапом в течение семи дней. Другие же коммуникационные каналы, такие как СМС и электронная почта, были разрешены без всяких ограничений. В итоге нашлось лишь 152 человека, действительно готовых к временному отказу от социальных сетей, 90 человек не выдержали срок в семь дней.
Поэтому удивительно, что исследователям Стэнфордского и Нью-Йоркского университетов удалось найти 2844 пользователей Фейсбука, согласившихся закрыть свои аккаунты на один месяц. Вотсапом и Мессенджером они могли пользоваться и дальше. Результаты исследования были высоко оценены научным сообществом:
«Эта весьма впечатляющая работа. Исследователи нашли прекрасные пути нейтрализации причинно-следственных связей», — сказал Эрик Брюньолфссон (Erik Brynjolfsson), один из основателей «Инициативы по цифровой экономике» Массачусетского технологического института, проанализировавший исследование для газеты «Нью-Йорк таймс».
«Это правильный путь к ответу на вопросы подобного рода. Это золотой стандарт науки», — сказал математик и экономист Эрик Брюньолфссон.
Теперь более подробно об эксперименте: все испытуемые были старше 18 лет и проводили минимум 15 минут в день в Фейсбуке. Но средний дневной показатель составлял один час, у самых активных пользователей — от трех часов и более. Вначале испытуемые должны были заполнить обширную анкету с вопросами об общем самочувствии, политических взглядах и повседневной жизни. Половине испытуемых предложили деньги — в среднем 102 доллара. Контрольная группа денег не получала.
Затем исследователи стали регулярно проверять аккаунты испытуемых в Фейсбуке — рецидивы составили лишь 1%. Кроме того, испытуемые регулярно получали текстовые сообщения для оценки настроения. Это должно было позволить более точно оценить их психологическое состояние, чем например, анкеты, которые они заполняли спустя несколько часов или дней. Когда месяц подошел к концу, отказавшиеся от Фейсбука люди вновь заполнили подробную анкету.
Результаты ученых удивили: отвечая на вопросы о политических событиях, испытуемые набрали меньше очков, чем на момент деактивации аккаунтов.
Это говорит, что Фейсбук активно используется как источник информации. Если же этого источника нет, то пользователи не заменяют его газетами. Вдобавок показатели в разделе «Поляризация проблем» упали на 5-10 %. Однако в среднем каждый получил дополнительно почти час свободного времени в день, а у самых активных пользователей этот показатель был вдвое больше. Люди сообщили, что больше времени проводят вне сети, в том числе с друзьями, семьей или за просмотром телепередач.
«Я ожидал, что Фейсбук заменят на другие цифровые платформы, такие как Твиттер, Снэпчат, или просто на интернет-серфинг. Но этого не произошло. Для меня это стало по меньшей мере сюрпризом», — прокомментировал доктор Мэттью Гентцкоу, автор исследования, Стэнфордский университет.
Некоторые участники сообщили, что недооценивали возможности платформы до тех пор, пока ее не отключили. Им очень не хватало общения с людьми.
Это приводит нас к следующему психологическому заключению: результаты исследований показали, что отказ от Фейсбука оказывает небольшое, но однозначно положительное влияние на самочувствие людей.
В конце хотелось бы вернуться к утверждению Шона Паркера, что Фейсбук вызывает зависимость. Проведенный эксперимент подтверждает его тезис. После окончания эксперимента большинство испытуемых заявили, что намерены меньше пользоваться Фейсбуком. Но уже неделю спустя социальной сети избегали лишь 10%, еще через два месяца — лишь 5%. А цена? Она как была, так и осталась на уровне 100 долларов.
*Компания Cambridge Analytica, работавшая в Великобритании и США, получила личные данные 87 миллионов пользователей Фейсбука и, предположительно, использовала их для продвижения Дональда Трампа во время предвыборной кампании в Америке — прим. перев.