Различные подделки финской продукции, которые сказываются на хорошей репутации Финляндии, в последние годы появляются в России все чаще.
Российские контрсанкции, которые были введены после оккупации Крыма, привели к тому, что, к примеру, импортируемые из Финляндии молочные продукты ненадолго пропали с полок российских магазинов.
Однако по своей сути человек очень изобретателен, и некоторые продукты позже вернулись к российским потребителям в качестве особого полузапрещенного роскошного деликатеса.
Например, во многих небольших магазинах Санкт-Петербурга продают изготовленные в Финляндии сыры практически «из-под прилавка». Эти продукты поставляют в магазины в том числе и российские «килобабушки», которые отправляются на туристических автобусах за грузом финского сыра якобы для «личного пользования», однако потом товары попадают в продажу.
А компания «Валио» удачно наладила производство на партнерских молокозаводах в России: к примеру, сыра «Олтерманни» (Oltermanni) сейчас производят даже больше.
Притягательность финских товаров осознали и российские предприниматели, стремящиеся заработать на репутации финского качества. Они дают произведенным в России продуктам «финские» названия.
В России продаются мюсли «Мятти» (Mätti), творог «Сатумяя» (Satumää, «сказочная страна», правильный вариант ‒ satumaa) и пельмени «Лапландский хутор» (Lapin yksinäistalo). Наличие во всех этих названиях ä или ö, похоже, должно гарантировать высокое качество продукта.
Часть этих приемов, конечно, нормальны и абсолютно легальны. Образ Финляндии в России используется точно так же, как у нас в Финляндии поступают, к примеру, с «русскими солеными огурцами» или «русской копченой колбасой».
Но есть и неприятные моменты.
Недавно газета «Илта-Саномат» (Ilta-Sanomat) писала, что в Санкт-Петербурге и по всей России проводятся «финские ярмарки», на которых продают китайскую обувь и куртки под рекламным слоганом «Сделано в Финляндии». Речь идет о мошенничестве. Образ финского качества нагло используют для того, чтобы продавать пожилым россиянам китайские подделки по завышенной цене и без права на возврат.
Конечно, интерес к финским брендам говорит о том, что у всех товаров, произведенных в Финляндии, очень хорошая репутация в России.
Однако этому тяжело радоваться, поскольку многие россияне сильно разочаровываются при покупке псевдофинских изделий. Разочарование может повлечь за собой предрассудки в отношении настоящих финских товаров.
Российским чиновникам стоило бы в этом отношении занять сторону своих граждан и разобраться с мошенничеством.
Посольству Финляндии и консульствам в России стоило бы активнее взаимодействовать с местными чиновниками, чтобы те обратили внимание на случаи мошенничества.
Российским потребителям важно донести хотя бы информацию о том, что ярмарки, на которых рекламируют финские куртки и обувь, произведенные в Китае, не имеют ничего общего с Финляндией.