Немецкие политики возмущены попыткой России «отключить» Украину как страну-транзитера газа в Европу. Российский президент Владимир Путин обещал канцлеру Ангеле Меркель, что после строительства газопровода «Северный поток — 2» транзит через Украину будет продолжен. Однако представители российского правительства, в частности, министр энергетики Александр Новак, ставят эту перспективу под сомнение.
Для Германии решающее значение имело слово президента Путина, данное им Меркель, подчеркнул заместитель председателя фракции ХДС/ХСС Йоханн Вадефул (Johann Wadephul) в интервью нашему изданию, добавив: «Если высказывание Новака действительно считать последним словом, то Германия может столкнуться с кризисом доверия, а в отношении «Северного потока — 2» можно сказать, что слову России верить нельзя».
Российский министр энергетики Новак в интервью российскому онлайн-изданию «Газета.ру» выразил сомнение в том, что транзит газа через территорию Украины будет продолжен из-за высокой стоимости транзита.
Меркель, в свою очередь, всегда защищала проект «Северный поток — 2», приводя аргумент, что Украина останется транзитером российского газа. Газопровод должен быть достроен в начале 2020 года.
«Если говорить о существующих маршрутах, которые сегодня используются для транзита российского газа, то украинское направление на сегодняшний день является самим дорогим», — сказал Новак. По его словам, на Украине установлен «самый высокий тариф — он в 2-2,5 раза выше, чем другие маршруты».
Под «другими маршрутами» имелись в виду первая ветка «Северного потока», а также проложенный через Польшу и Белоруссию газопровод «Ямал-Европа». Кроме того, Новак заметил, что украинская газотранспортная система устарела, что ведет к слишком большим потерям в процессе транзита.
Впрочем, Новак признал, что Москва, строя второй «Северный поток», стремится не только дополнить транзит через Украину. В большей степени совместно со строящимся сейчас «Турецким потоком», ведущим в Центральную Европу, должна появиться альтернатива для украинского маршрута.
Кроме того, строительство новых газопроводов, в отличие от устаревшего украинского, основано «на самых последних современных технологиях», подчеркнул российский министр. «Это трубы большого диаметра, это высокое давление, высокая скорость передачи газа, низкие потери».
Депутат Европарламента от партии Зеленых Ребекка Хармс сказала в интервью нашему изданию по поводу высказываний Новака: «Надеюсь, теперь позиция России стала понятна всем, и дискуссия о немецко-российском газопроводном проекте, а также об энергетических интересах Европы возобновится».
По ее словам, «Северный поток — 2» не отвечает интересам Европы, а позицию Новака относительно упразднения Украины как страны-транзитера «нельзя назвать неожиданной», причем он выразил ее «раньше, чем многие ожидали». Недопустимо, чтобы европейскую политику в энергетической отрасли определяли Вашингтон или один лишь Берлин, подчеркнула Хармс.
Однако, по словам Новака, о такой целесообразности говорить не приходится. Заместитель главы российского МИД Александр Панкин также подчеркнул, что Россия готова к дальнейшей транспортировке газа через Украину «только на наших условиях».
Украина, в свою очередь, предупреждает об опасности остановки транзита через ее территорию. Если страна лишится доходов от транзита, то, по утверждению Киева, газотранспортную систему будет невозможно поддерживать в рабочем состоянии.
Стоимость ее ремонта обходится в сумму от 100 до 300 миллионов долларов в год — и объем транзита российского газа должен быть соответствующим, говорят в Киеве. А без украинской транзитной трубы возникнет опасность невозможности газоснабжения Европы в случае аномально холодной зимы или технических проблем на газопроводе, проложенном через Балтийское море.
«Если не будет транзита через Украину хотя бы в минимальном объеме, и «отпадут» соответствующие доходы, то нам придется заблокировать транзитный газопровод», — предупредила представитель компании «Нафтогаз Украины» Алена Осмоловская в интервью нашему изданию.
По ее словам, состояние украинского газопровода не настолько плохо, как утверждает российская сторона: «Мы получаем от Газпрома уведомления о том, какие объемы мы должны прокачать, всего за 24 часа. И мы справляемся с этой задачей, потому что наша система достаточно гибкая и находится в хорошем состоянии».
Позиция России вызвала жесткую критику со стороны Европы: «Надеюсь, теперь позиция России стала понятна всем, и дискуссия о немецко-российском газопроводном проекте, а также об энергетических интересах Европы возобновится», — сказала депутат Европарламента от партии Зеленых Ребекка Хармс. По ее словам, строительство второй ветки «Северного потока» не отвечает интересам Европы.
Позицию Новака по поводу того, что Украину следует исключить из числа транзитеров газа, «нельзя назвать неожиданной, причем он выразил ее раньше, чем многие ожидали», подчеркнула депутат. Недопустимо, чтобы европейскую политику в энергетической отрасли определяли Вашингтон или один лишь Берлин, добавила она.
Параллельно со вторым «Северным потоком» Россия строит также газопровод «Турецкий поток», по которому «газпромовский» газ будет поставляться через территорию Турции в Европу. Мощность газопровода составит 31,5 миллиарда кубометров в год, и половину от этого количества будет получать Европа. Мощность первого и второго «Северного потока» составляет по 55 миллиардов «кубов».
Еврокомиссия и Европарламент, а также США выступают против строительства газопровода «Северный поток — 2», потому что в таком случае Европа может попасть в слишком большую зависимость от российского газа. Президент США пригрозил участвующим в строительстве европейским компаниям санкциями. Правительство Германии противится такой позиции: «Вопросы европейской энергетической политики должны решаться в Европе, а не в США», — подчеркнул глава МИД Германии Хайко Маас (Heiko Maas).
Российский концерн Газпром в прошлом году поставил в страны ЕС и Турцию в общей сложности 201,8 миллиарда кубометров газа и увеличил свою долю на региональном рынке с 34,2 до 36,7%. Об этом представители контролируемого Кремлем концерна сообщили во вторник в Гонконге.
При этом цена на газ выросла на 24,6% и достигла в среднем 245,5 доллара за 1 000 кубометров. На нынешний год крупнейший в мире газовый концерн планирует собственную долю на рынке в размере 35% при цене от 230 до 250 долларов.