ZIK (Украина): Севастополь — город русской славы? Историк развенчивает миф

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Крым и Севастополь не дают покоя украинским политикам, журналистам и различного рода псевдоисторикам, в один голос твердящим, что Крым — чей угодно, но только не российский. Издание ЗИК продолжает зомбировать украинских читателей и предлагает еще один миф, что якобы и российские, а затем и советские войска с позором оставляли Севастополь перед натисками иностранных войск.

На Украине 26 февраля отмечают День сопротивления российской оккупации Крыма. В 2014 году в этот день перед зданием Верховного совета АР Крым состоялся митинг в поддержку территориальной целостности Украины. Тогда митингующим противостояли пророссийские активисты, в том числе, из партии «Русское единство». Чтобы захватить Крым, Россия воспользовалась всем арсеналом советских спецслужб. Одним из наиболее используемых инструментов были фейки, в том числе лозунги об «исконно русском Крыме» и «городе русской боевой славы Севастополе». О том, сколько в действительности правды в этом последнем мифе, рассказал ИA ЗИК крымский историк, публицист, журналист Сергей Громенко.

Замалчиваемые татарские корни

— Трудно посчитать в точных процентах, но, я думаю, в утверждении, что Севастополь город русской боевой славы, не более 25% правды. Начнем с того, действительно ли это условно российский город, как на этом настаивают российские пропагандисты и даже некоторые профессиональные историки. Они, в частности, утверждают, что пока Екатерина II не повелела основать там город, ничего там не было. И что, вообще, отсчет истории Крыма начался с Екатерины, и отсчет истории Севастополя начался с нее. На самом же деле, на месте Севастополя существовало татарское село Акяр (Левый берег), или как его позже называли русские Ахтиар. Это важно, поскольку существует документальное подтверждение, что когда Екатерина издавала указы об основании городов, то в полном собрании законов Российской империи так и было записано: «Создать город в том городе, где сейчас Ак-Яр». В другом документе есть упоминание: «В Севастополе, который ранее назывался Ахтиаром. Когда сын Екатерины — Павел I возвращал крымским городам их исторические названия, то Севастополь опять переименовали в Ахтиар и его название было таковым в следующие два десятилетия. Вот каковы истоки Севастополя как российского города.

Как родился миф о «городе русской славы»

— Теперь перейдем к мифу о «городе русской славы». Как известно в 1855 году Севастополь был взят англо-французско-османо-сардинскими войсками, русские отступили из города, а в следующем году Россия признала поражение в этой войне. Тогда начал действовать такой обычный компенсационный механизм, потому что надо же как-то доказать себе, что если мы проиграли, то хотя бы честно. Уже с января 1856 года, то есть тогда, когда формально война еще продолжалась, в частной переписке некоторых писателей уже начинают появляться утверждения, в частности Бестужева-Рюмина, что «Севастополь пал, но с такою славой, что каждый русский должен чувствовать гордость за этот город». И подобные формулировки начинают повторяться в других работах, в частности и в «Севастопольских рассказах» Льва Толстого. В результате сложился комплекс представлений о том, что бывают такие поражения, которые не менее героические, чем победы, что, в конце концов, правда, и вот, мол, Севастополь относится к таким. Но это был еще не сам миф, а лишь его основы.

Когда произошел большевистский переворот в 1917 году, то Севастополь был оплотом белогвардейцев, и после его захвата красными там произошли расправы над офицерами, был уничтожен памятник адмиралу Нахимову, который командовал обороной Севастополя. И обо всем забыли. Забыли где-то до конца 30-х годов ХХ века — до войны с Финляндией, когда снова начали поднимать на щиты российскую военную славу, в частности, оборону Севастополя, мол, как мы «дали» британцам и французам и их прихвостням, а Нахимов — наш герой. А когда в 1941-42 гг. состоялась еще одна неудачная оборона, даже уже во время этой обороны, на Черноморском флоте начали появляться агитационные листовки и даже песня, — в них прямо проводили параллели между так называемой первой и второй обороной Севастополя, потому что на самом деле их было больше, и подчеркивались героика событий. Собственно так и получилось — Севастополь во второй раз был сдан русскими войсками, но эта параллель — «героической обороны» 1855-1942 гг. осталась. Когда впоследствии, в 50-х годах, был создан гимн города «Севастополь — город русских моряков». Эта фраза «город русских моряков, город русской славы» повторялась и в книге Евгения Тарле с таким же названием — «Севастополь — город русской славы». Эту формулировку даже можно было встретить в некоторых энциклопедиях.

Вот так создавался и живет сегодня этот миф. А сейчас, как мы знаем, существуют всякие выходки типа третьей обороны Севастополя — от украинской власти. А некоторые уже говорят о четвертой обороне. Это уже настолько распространенное утверждение, что сейчас трудно «очистить» ее корни. Это уже устойчивое выражение. Оно есть — и что уже с ним поделаешь?

Севастополь — символ российско-советской неславы

— Почему нельзя говорить о Севастополе как о городе русской славы, и сколько в этом утверждении правды. Во-первых, надо понимать, что и во время первой и так называемой второй, а на самом деле пятой обороны, Севастополь защищали не только русские. Точные данные не известны, потому что во времена Российской империи перепись по национальности в войсках не осуществлялась, а советские данные до сих пор остаются закрыты. Однако примерно можно представить, что в среднем на флоте и в сухопутных частях количество россиян составляла примерно половину, а остальное — все другие народы СССР, среди которых абсолютное большинство — украинцы. Так украинцы составляли менее четверти в пехотных частях и примерно треть в морских. Флот набирали из приморских областей или во времена империи — губерний, где, в частности, проживали украинцы. То есть, если мы говорим о городе славы, то славу нужно делить на всех.

Что касается самой славы, то нужно четко различать настоящую оборону Севастополя и честное поражение и отступление русских войск в 1855 г., а также совершенно позорную сдачу Севастополя в 1942 г. Когда стало понятно, что город не удержать, то руководящий состав просто бросил на произвол судьбы 90 тысяч защитников — не дал команду сдаваться, из-за чего были огромные потери и 80 тысяч попали в плен. Руководство армии бежало на самолетах, а руководство флота — на подводных лодках. На подводных лодках вместо раненых вывозили и партийные архивы. Эвакуацию обещали и не прислали. Такой позор был, хотя до того уже был Дюнкерк, была очень удачная эвакуация армии из Одессы. А, с другой стороны, впереди будет удачная эвакуация вермахта в 1944 г. из Севастополя, когда немцы своих не бросили на произвол судьбы и вывозили их до последнего военного. Поэтому, если говорим об обороне 1942 года, здесь никакой героической славы нет.

Обсудить
Рекомендуем