Der Spiegel (Германия): как Россия зарабатывает миллиарды на сделках с IT

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российские IT-компании теснят западных конкурентов, утверждает Беньямин Биддер в немецком журнале «Шпигель». В тени таких гигантских концернов, как Газпром, в России появилась активная отрасль информационных технологий, ее стартапы достигают успехов на мировом рынке и приносят разработчикам миллиарды. Пожалуй, это самый знаменательный успех российской экономики.

«Россия —  это Нигерия в снегу». Это сказал однажды сооснователь компании «Гугл» (Google) Сергей Брин в контексте экономической отсталости и зависимости России от сырьевого экспорта и коррупционных связей. Эта жесткая фраза часто цитируется, когда речь идет об экономике России. На российских интернет-форумах придумали слово «Снегерия» —  символ отсталости страны во многих областях.

Но это только часть правды. В тени таких государственных гигантов, как Газпром и Роснефть, в России появилась процветающая сфера информационных технологий. Ее подъем —  вероятно, самый знаменательный успех российской экономики после распада СССР. Хотя дела идут хорошо и у оружейников, и в сельском хозяйстве, но эти сферы поддерживаются субсидиями государства.

Сфера информационных технологий, напротив, растет, несмотря на значительное сопротивление со стороны политики. Согласно данным консалтинговой компании «Руссофт», экспорт в этой отрасли с 2002 года вырос примерно в 25 раз —  с 345 миллионов до 8,5 миллиардов долларов в 2017 году.

Без шансов для «Гугла», «Фейсбука» и иже с ними

Это не случайность. Фундамент для процветания сферы информационных технологий был заложен, когда еще никто от Калининграда до Владивостока не знал в советское время, что такое компьютер. Коммунистическое руководство систематически продвигало математические таланты. Многие российские школы до сих пор делают большой упор на математику и тем самым закладывают основу для обучения успешных программистов. Для многих молодых россиян это привлекательная профессия: хороший программист зарабатывает в Москве порядка 250 тысяч рублей, это примерно в три раза выше средней зарплаты в городе.

Из этого уже извлекли выгоду российские интернет-концерны, которым удалось сдержать американских конкурентов, таких как «Гугл» или «Фейсбук». В рунете лидерами рынка являются поисковая система «Яндекс», холдинг «Мэйл.ру» и социальная сеть «Вконтакте».

Это заслуживает внимания еще и по той причине, что ни одной другой европейской стране не удалось построить IT-концерны, способные конкурировать с компаниями из США. Среди 25 самых посещаемых сайтов мира, по данным «Симиларвеб» (SimilarWeb), 19 американских, два китайских и четыре российских.

Но эти данные показывают и некоторые слабые стороны. Так, «Вконтакте» и другие компании в своих отраслях хотя и являются лидерами на российском рынке, но на международном уровне их успех довольно ограничен. От 85 до 90% их пользователей —  из России или приграничных стран. Только «Яндекс» попытался закрепиться за рубежом. В 2012 году компания открыла офис в Стамбуле. Несмотря на это, доля на рынке в Турции составляет 4%.

Молодые компании нацелены на глобальный рынок

Между тем растет количество российских стартапов, которые рассматривают российский рынок как трамплин для выхода на мировой. Например, компания «Додо пицца» из Москвы, которая разработала сложную IT-систему для франчайзинга. В 2019 году она планирует открыть рестораны в Германии.

Свои возможности демонстрирует и компания «Скайэнг» (Skyeng), которая при помощи цифровых технологий планирует изменить другую область — рынок обучения иностранным языкам.

«Скайэнг» —  онлайн-платформа, которая объединяет в одном месте молодых, хорошо образованных преподавателей английского языка из российской провинции и учеников, которым нужны дополнительные уроки. Занятие проходит по Скайпу: учитель дает задания, а ученик отвечает письменно или устно.

Используется программное обеспечение, которое автоматически распознает самые частотные ошибки ученика и дает рекомендации и учебный материал преподавателю. Компания также разработала приложение, которое позволяет ученикам отмечать в таких стриминговых сервисах, как «Нетфликс» (Netflix), или в статьях в интернете незнакомые слова на английском языке.

Затем слова автоматически включаются в личные словари учеников и отправляются учителю. Цель —  сделать из занятий по английскому языку «стандартный продукт с четко прослеживаемым качеством», объясняет основатель компании «Скайэнг» Александр Ларьяновский. Прежде чем вложить 300 тысяч долларов личных средств в этот проект, он был менеджером «Яндекса», где отвечал за международную деятельность компании. С момента последнего этапа финансирования инвесторы оценивают стоимость «Скайэнг» в 100 миллионов долларов.

Мирового успеха добилась и московская компания «Груп Ай-би» (Group IB), специализирующаяся на компьютерной безопасности. Ее основал студент Илья Сачков. 280 сотрудников сидят в Москве за тяжелыми стальными дверями, но действуют при этом по всему миру. В число клиентов компании входят «Майкрософт» (Microsoft), «Американ тобакко» (American Tobacco) и «Дэ-ха-эль» (DHL).

И «Европол» (Europol) заключил в 2015 году соглашение о сотрудничестве с компанией Сачкова, несмотря на начало войны на Украине. С «Интерполом» (Interpol) также ведется совместная работа. Американский журнал «Форбс» (Forbes) в 2016 году включил Сачкова в список 30 крупнейших талантов IT-бизнеса во всем мире.

Неслучайно именно в России успешные стартапы выстраивают зачастую молодые предприниматели, говорит основатель «Додо пицца» Федор Овчинников. У страны есть преимущества, которые поначалу кажутся странными и неочевидными. На переговорах с западными партнерами он часто отмечает одно различие. Молодые россияне скорее готовы пойти на риски, в том числе потому, что им не так много терять, как коллегам на Западе. В Европе все, напротив, «поначалу волнуются, достаточно ли у них опыта для следующего шага, постоянно думают о возможном банкротстве. Наши люди делают больше попыток».

Охота на сетевых мятежников

Но у бума есть и другая сторона. Российские политики за последние годы стали сильнее контролировать интернет. Кремль применяет к IT-концернам такие же методы контроля, как и к другим стратегически важным сферам. Группа «Мэйл.ру» контролируется близким к Кремлю олигархом, магнатом Алишером Усмановым. В «Яндексе» возглавляемый бывшим министром экономики Германом Грефом Сбербанк держит так называемую «золотую акцию», которая дает право заблокировать продажу свыше 25% акций компании.

Неуступчивого основателя «Вконтакте» сначала вытеснили из компании, а потом и из страны. С сентября ее возглавляет некий Борис Добродеев. Появление этой фигуры несколько напоминает о таких методах, как связи, при помощи которых распределяются посты в российских государственных концернах. Добродеев — отпрыск влиятельного номенклатурного клана. Его отец — глава государственного телевизионного холдинга ВГТРК.

Климат становится все более суровым, что влечет за собой последствия для отрасли и для всей страны. В российских компаниях в сфере информационных технологий продолжается утечка кадров, начавшаяся в прошлые годы. Эта новая волна несопоставима, однако, по абсолютным показателям с миграционной волной 90-х годов. Тогда страну покинули миллионы россиян. В 2016 году отток, по данным Росстата, составил только порядка 60 тысяч человек.

Новая волна эмиграции

Беспокойство вызывает высокая доля хорошо образованных специалистов среди эмигрантов. По оценкам российской президентской академии, доля эмигрантов с университетским дипломом — в зависимости от страны назначения — составляет до 70%. Четверть респондентов указали в опросе в качестве причины отъезда политический климат в стране.

Для IT-отрасли в России это острая проблема, потому что молодые программисты и стартап-предприниматели особенно мобильны. Многие компании могут без проблем оказывать свои услуги из другой страны. Отраслевые СМИ, например, популярный в IT-сфере сайт VC.ru, активно пишут об опыте уехавших из страны. Вот заголовки таких статей: «Что нужно знать об интернет-бизнесе в Таиланде», «Некоторые нюансы работы в Бразилии».

Работу стартапов подрывает и геополитика. Мировая сеть филиалов «Додо пицца» служит тому примером. Компания поначалу планомерно обосновывалась в российских регионах и только недавно начала завоевывать сложный рынок московской столицы. Компания представлена также в некоторых соседних странах, открыта одна точка на британском побережье и три — рядом с Миссисипи, в континентальной части США.

Федор Овчинников открыл их в период высокой нестабильности. В 2014 году Россия развязала войну на востоке Украины, затем цены на нефть и курс рубля резко упали, россияне потеряли в среднем около трети свой покупательной способности, а в США зазвучали голоса о необходимости отключить российские банки от международной межбанковской системы СВИФТ (SWIFT). «Я подумал: если так пойдет дальше, у меня завтра больше не будет денег для моих людей», — вспоминает Овчинников. Поэтому он предпочел выйти на американский рынок. Пока он называет «крошечную американскую сеть» «колонией на Марсе, в которой мы при необходимости сможем выжить».

Схожий шаг предстоит и московской IT-компании «Груп Ай-би». В октябре она заявила об инвестировании 30 миллионов долларов в строительство новой глобальной штаб-квартиры в Сингапуре. Там должны появиться 90 новых рабочих мест: 15 сотрудников переедут из Москвы в Юго-Восточную Азию. Основатель компании Сачков и без того больше не рассматривает свою фирму как типично российскую. «Отличная фирма действует вне зависимости от места, в котором находится ее офис», —  говорит он.

Обсудить
Рекомендуем