Боевые действия в Сирии почти прекратились и силы правительственного режима вернули под свой контроль почти 60% территории Сирии, но Башар Асад продолжает сталкиваться сразу с шестью серьезными кризисами, которые он не сможет преодолеть в ближайшем будущем.
Официальные лица сирийского режима, начиная с самого Асада, заявляют о «преодолении основных кризисов» и начале периода восстановления. Сирийский режим многое потерял за последние восемь лет войны, несмотря на поддержку со стороны России и Ирана.
Однако факты указывают на то, что впереди новая фаза тяжелых кризисов. В полной мере они покажут себя на следующем этапе, заставляя сирийский режим тонуть все глубже и глубже. Принимая затяжной характер, они все больше будут ослаблять сирийский режим.
Армия больше не в руках Асада
Армия — одна из самых больших проблем Асада. После восьми лет боевых действий сирийский режим потерял большое количество истребителей, самолетов и военной техники. Сегодня истощенные правительственные войска Башара Асада стали разменной монетой в борьбе за влияние между Россией и Ираном.
Судьба сирийского режима оказалась в руках армии, в которой доминируют интересы более сильных государств. С одной стороны Россия пытается обеспечить единство сирийской армии путем исключения некоторых военных дивизий, объединения группировок с более крупными формированиями и радикальной реорганизации силовых структур, аналогичных российской «Красной армии». С другой стороны Иран стремится сохранить нерегулярные военные формирования, которые являются главными исполнителями иранских амбиций в Сирии и одним из сильнейших рычагов давления на сирийский файл.
Сегодня сирийский режим сталкивается с кризисом лояльности в армии из-за пророссийских и проиранских командиров, которые демонстрируют свою верность этим двум государствам. С начала 2019 года ситуация значительно обострилась в результате конфликта между 5-й дивизией и «Силами тигра», поддерживаемыми Москвой, и 4-й дивизией во главе с Махером Асадом и «Национальными силами обороны», поддерживаемые Тегераном.
Асад не сможет легко преодолеть ситуацию с милициями, превосходящими его военную мощь. Иранские или местные пророссийские милиции остаются главными силами, помогающими сохранять Асада у власти, а цена — невозможность их всех контролировать.
Конкурирующие «союзники» задели Асада
Российско-иранское соперничество не ограничивается военной стороной. Обе страны стремятся представить себя в качестве наиболее эффективной и влиятельной силы в Сирии на политическом, экономическом, разведывательном и даже образовательном уровнях.
Последние несколько лет сирийский режим пытался одновременно действовать в интересах и русских, и иранцев. Асад достиг некоторого успеха в этом деле, но, похоже, все начало выходить из-под контроля. Сирийский режим начал сближаться с Ираном за счет русских.
Сохранение российско-иранского соперничества вынуждает Асада занять четкие позиции в чувствительных вопросах по сирийскому делу. Нет никаких сомнений в том, что одна из двух стран примет подобную стратегию, но другая разозлится.
Асад сближается с Ираном из-за общей позиции касательно создания безопасного района на севере Сирии и отношения к израильским ударам по позициям сирийских и иранских сил. Также Асад поддерживает расширение иранских ополченцев до границы с оккупированными Голанами.
У России совершенно иная позиция. Москва не выступает против создания безопасной зоны, продолжает позволять Израилю наносить удары по позициям сирийского режима и Ирана и стремится вывести иранские милиции с юга Сирии.
Асад бросил вызов роли России в формировании конституционного комитета, что спровоцировало ответную реакцию со стороны русских. Сирийцы не забыли «унизительную» фотографию Асада, который ждал, пока Путин закончит обращение к солдатам на базе Хмеймим в 2017 году.
25 февраля 2019 года Асад совершил первый официальный визит в Иран с начала войны в Сирии. Таким образом, Тегеран стремился отправить России сообщение о том, что у нее нет решающего голоса касательно вывода иранских сил из Сирии.
Пока Асад встречался с Хаменеи и президентом Ирана Хасаном Роухани в Тегеране, в Москве премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху договаривался с Путиным о создании рабочей группы, которая займется вопросами вывода иностранных войск с территории Сирии.
В ходе последнего визита Нетаньяху в Москву было достигнуто взаимопонимание между русскими и израильтянами. Россия не сделает ничего, чтобы защитить Асада и Иран от израильских авиаударов, что может расстроить отношения Асада и Тегерана с Москвой и иметь серьезные последствия.
Реабилитация Асада
Пока сирийский режим праздновал «победу» и считал, что арабские и европейские страны восстановят с ним отношения после того, как ему удалось вернуть под свой контроль значительную часть территории, заставить оппозиционные группировки сдаться и присоединиться к нему, процесс нормализации отношений с Асадом замедлился, если не остановился полностью.
США продолжают высказываться против возвращения Асада на международную арену, а страны ЕС все еще не пришли к единому мнению в вопросе о его реабилитации. Однако некоторые европейские страны, такие как Германия и Франция, инициировали судебное разбирательство против Асада, чтобы привлечь его к ответственности за совершенные преступления. А также в прошлые выходные группа британских адвокатов подала два иска против Асада в Международный уголовный суд.
Путь сирийского режима полон преград, поскольку Лига арабских государств разделилась во мнении о возвращении Сирии в состав организации. После возобновления работы посольств ОАЭ и Бахрейна в Дамаске и визита президента Судана в Сирию, Вашингтон прекратил все попытки восстановить отношения с сирийским режимом и одобрил «закон Цезаря». По этому закону США могут наложить санкции на любого, кто попытается оказать поддержку Асаду.
Наряду с позициями вышеупомянутых государств, популярные западные СМИ продолжают публиковать и транслировать информацию о преступлениях режима Асада, чтобы укрепить его кровавый имидж в мировом общественном сознании и оказывать влияние на партии и политиков, которые хотят вернуть отношения с сирийским режимом.
Восстановление
Этот кризис представляет собой четвертую проблему, стоящую перед Асадом. Он до сих пор не может восстановить разрушенные районы. Правительственный режим признает, что не в состоянии оплатить «восстановление», на которое требуется около 400 миллиардов долларов.
«Закон Цезаря» блокирует любые попытки экономической поддержки сирийского режима и любые шаги по восстановлению Сирии. В то же время Россия и Иран неохотно участвуют в «восстановлении». В настоящее время они сами сталкиваются с экономическими кризисами. Кроме того, и Москва, и Тегеран стремятся извлечь максимум прибыли от любых экономических проектов, реализуемых в Сирии.
У Асада не так много возможностей выбраться из этого кризиса, поскольку американские и европейские санкции по-прежнему имеют большое влияние. В 2011 году США, ЕС и ООН ввели санкции на импорт сирийской нефти, а также против сирийцев, обвиняемых в финансовой поддержке режима Асада.
В январе 2019 года Брюссель расширил ограничительные меры против 11 сирийских бизнесменов. Новые санкции и «закон Цезаря» вызвали обеспокоенность у местных предпринимателей, которые заявляют, что они не связаны с сирийским режимом. Они взволнованы тем, что эти дорогостоящие санкции могут затронуть любого, кто связан с «восстановлением» Сирии.
Строительные компании стран Персидского залива вряд ли будут рисковать вызвать гнев Америки, а Китай беспокоится за свои инвестиции. Таким образом, вопрос, кто будет платить за «восстановление» Сирии, которое режим Асада хочет использовать в своих интересах, остается открытым.
Не вернутся в «объятья» Асада
Режим Асада сталкивается с еще одной проблемой — это вопрос о возвращении беженцев, которых вынудили покинуть Сирию. Сирийский режим стремится вернуть их на родину различными способами.
Около 5,6 миллиона беженцев отказываются возвращаться в Сирию, несмотря на оказываемое на них сильное давление и различные проблемы в странах, предоставившим им убежище.
Среди целей сирийского режима и России — возвращение беженцев в Сирию. Они хотят использовать этот файл как ключ к восстановлению отношений арабских и европейских стран с Сирией и вынудить их принять участие в «восстановлении», которое побудит беженцев вернуться на родину.
Обе стороны хотят использовать вернувшихся на родину беженцев для укрепления военных позиций сирийского режима и устранения риска любых международных попыток провести президентские выборы под строгим контролем.
Внутренний гнев
Сирийский режим предотвращает народные волнения, вызванные низким уровнем жизни и коррупцией в районах, которые находятся под его контролем. Тяжелые жизненные обстоятельства побудили местных жителей протестовать против сирийского режима.
Практически полное отсутствие топлива, газа и электричества в районах, находящихся под контролем сирийского режима, совпало с финансовыми проблемами сирийцев и растущими ценами. С начала 2019 года сирийский режим подвергается серьезной критике со стороны тех, кто его поддерживает, что отразилось на «репутации государства», которую Асад создавал в глазах своих сторонников.
Не похоже, что режим Асада избавится от этой серьезной проблемы в ближайшее время. Длинные очереди сирийцев за газовыми баллонами все еще заполняют улицы, а колебания сирийского фунта негативно отражаются на экономике страны. Кроме того, сирийский режим неспособен обеспечить электричеством подконтрольные ему районы хотя бы на несколько часов в день.
В совокупности все вышеперечисленные кризисы показывают масштабы слабости сирийского режима, что заставляет Асада беспокоиться о будущем. Подтвердятся ли ожидания экспертов о том, что судьба Асада будет похожа на судьбу Саддама Хусейна, чей режим страдал от санкций в течение многих лет, а затем был свергнут?