Все президентские избирательные кампании, начиная с 1994 года проходят по одной и той же схеме. Основные претенденты или их команды, особо не напрягаясь, преподносили оппонентов вселенским злом, склонным уничтожить Украину или, как минимум, кому-то ее продать — России, Соединенным Штатам и тому подобное. Укоренившаяся схема не требует особых интеллектуальных усилий, стоит относительно недорого и создает иллюзию эффективности.
Исключением не стала президентская кампания 2019 года. Попытки поиграть на эмоциях электората, который не предпринимает ни малейшего труда задуматься над действительностью, применяют чуть ли не все основные игроки. Значительно выросли только градус пафосности и истеричности, и иногда формы влияния на сознание избирателя переступили черту приличия.
Экскурс в историю
Впервые «смертный бой» опасности, которая якобы обрушилась на украинское государство, объявили во время кампании 1994 года. Леонид Кучма, лидер влиятельных на то время «красных директоров» и пророссийского электората, был провозглашен противоположным политическим лагерем потенциальным разрушителем Украины. Команда Леонида Кравчука, не имея особого опыта электоральной борьбы, воспользоваться в полной мере этим инструментом не смогла, и действующий президент проиграл выборы.
В 1999 году схема сработала идеально. Леонид Данилович откровенно посодействовал выходу во второй тур одиозного лидера остатков КПСС Петра Симоненко, который был удобной мишенью, и, поговаривают, с ним легко было обо всем договориться. В конце концов, как бы там ни было, «красные» были объявлены реваншистами, украинофобами и кем-то, видимо, еще. Многие не воспринимали коммунистов сугубо по эстетическим соображениям.
Из таких же эстетических соображений в 2004 году большая часть избирателей категорически отвергла Виктора Януковича, как реально опасного для существования украинского государства. В конце концов, нежелание его признавать было столь сильным, что вывело людей на Майдан. Команде Виктора Ющенко оставалось только обострить соответствующие настроения.
Появление «противвсех», не желающих голосовать ни за одного из претендентов, на самом деле было выгодно кандидату от более многочисленного Донбасса, а также небывалая активность в интернете — стали теми «новинками», которые не допустили к власти Юлию Владимировну Тимошенко и не уберегли ее от Качановской колонии в 2010-ом году. В 2014 году российская агрессия стала основным фактором, побудившим большинство избирателей принять решение в пользу Петра Порошенко, который уверенно и без особых усилий обещал решить чуть ли не все сложные проблемы.
Как будет?
В 2019 году ставки у основных кандидатов оказались настолько высокими, что об остатках приличия уже можно и не вспоминать. Для многих олигархических кланов провал на выборах может стать фатальным проигрышем. На «штурм» Банковой брошено все, явного лидера кампании нет, градус напряженности возрастает.
Самовосхваление сопровождается попытками сорвать актуальную политическую дискуссию, оспорить право на свободу слова, другие демократические свободы, закрыть рот критикам и даже тем, кто просто ищет ответы на вопросы. Нельзя критиковать власть, потому что в стране война, не до разговоров, надо сплотиться вокруг единственно возможного лидера и не обращать внимания на мелочи. Те, кто сомневается в безальтернативности выбора, непременно объявляются врагами государства, агентами Кремля, подвергаются обструкции. Их попытки аргументировать свою позицию сопровождаются бранью, шельмованием и личными оскорблениями.
Небывалая активность ботов в соцсетях, их вездесущность и настойчивость свидетельствуют об организованном характере кампании. Политическое деление "зрадофилы-порохоботы" уже начинает вязнуть на зубах. Но закончится все, судя по опыту, ровно в день завершения голосования. Как когда-то внезапно исчезли «противвсехи» и их противники. Как исчезла имитация бешеной поддержки кандидата в президенты. На этот раз будет то же самое.
Привыкшие вторить начальству чиновники с пеной на губах убеждают простолюдинов, что те уже живут в раю, но через врожденное зрадофильство (злонамеренное вредительство) не способны понять всего величия достижений действующей власти. Пройдет время, и они с тем же рвением и не менее убедительно расскажут что-то совершенно противоположное.
Оправдает ли себя такая стратегия? Выборы покажут. Но уж точно «борьба» со «зрадофильством» останется одной из самых черных страниц новейшей электоральной истории.
Противоположная сторона в случае победы будет вынуждена хотя бы минимально снизить цены на газ, а возможно, даже реально появится перспектива вступления в НАТО и ЕС. Ставка на эксклюзивный допуск к медиа-площадкам, на болтливость претендента, и на ошибки оппонента очевидна. Вера в то, что «она работает» эффективно, ничем не подтверждается, но неуклонно распространяется, даже несмотря на то, что Качановская колония маячит в бэкграунде и дальше.
На фоне очевидной слабости лидер рейтингов берет свое без особой агитации. У него свой электорат, да и щедрые, скажем так, спонсоры. Главное — напоминать о себе, а с этих нет проблем.
Конечно, никто из тройки даже и не вспомнил об обязательной для демократических стран четкой программе, плане действий, в конце концов, хотя бы ради видимости борьбы за избирателя. Ставки на эмоции, на админресурс, на деньги олигархов могут привести в главный кабинет страны на Банковой. Только куда этот вечный балаган заведет страну?