В проекте соглашения о создании зон свободной торговли между Ираном и государствами — членами Евразийского экономического союза (ЕЭС) утверждается, что поводами для заключения подобного многостороннего соглашения будет развитие добрососедских отношений между странами, а также взаимное стремление к созданию подходящей среды для развития торговых связей, как на двусторонней, так и многосторонней основе.
Основными целями соглашения, согласно проекту, станут, в том числе, расширение объемов сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес, формирование единой обширной зоны свободной торговли (с предоставлением широких торговых преференций участникам соглашения) между Ираном и евразийским пространством, укрепление торгово-экономической конвергенции между Ираном и ЕЭС, формирование атмосферы доверия и создание большей прозрачности в области торговли, взаимная поддержка вступлению в ВТО и последующая борьба за признание степени членства Ирана и ЕЭС в организации, также создание соответствующих условий для укрепления конвергенции в системе многосторонней торговле.
Центр аналитики и исследований при Маджлисе (парламенте) ИРИ тщательно изучил проект промежуточного соглашения о создании зон свободной торговли между Ираном и ЕЭС. В ходе изучения отмечалось большое значение и потенциал торговли между странами Евразии, а также намечена дорожная карта интенсификации торгово-экономического сотрудничества Ирана со странами региона.
Соглашение со странами Евразийского союза, организации, которая в последнее время превращается в еще один важный полюс мировой экономики и политики, помимо его чисто экономического значения, будет также иметь и важное политическое значение для всех его участников. Отметим, что число стран, изъявлявших желание присоединиться к ЕЭС, выросло на данный момент уже до 40, и среди этих государств — Индия и КНР.
Население стран — членов ЕЭС уже превышает 180 миллионов человек, общая площадь — свыше 20 миллионов километров квадратных, а суммарный ВВП превышает 4 триллиона долларов, — все это выглядит достаточно привлекательным для новых потенциальных членов организации. По состоянию на конец 2018 года общий объем экспорта Ирана во все 5 стран организации (Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию) составил 494 миллиона долларов, или 37,1 % объема экспорта Ирана в целом. Общий объем импорта Ирана за аналогичный период (с марта по конец декабря 2018 года), составил приблизительно 1 миллиард 153 миллиона долларов. Особым направлением общего «евразийского» товарооборота Ирана является товарооборот Ирана и России. Экспорт Ирана в Россию составил за минувшие 10 месяцев 382 тысячи тонн или 219 миллионов долларов, увеличившись, по сравнению с аналогичным периодом на 0,22 % по объему или на 8,56% по стоимости.
Россия стала 17-м по значимости торговым партнером Ирана среди 164 государств мира. Общая сумма экспорта из России за аналогичный период составила приблизительно 1 миллиард 36 миллионов долларов. Среди ввозимых из России товаров — лекарства, запчасти и компоненты для реакторов АЭС, подсолнечное масло, ячмень (за исключением семян), кормовая кукуруза, железнодорожные вагоны облегченных и тяжелых конструкций.
Экспорт Ирана в Киргизию, также входящую в ЕЭС, за тот же период составил 15,6 тысячи тонн на общую сумму 28 миллионов долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года здесь также наблюдался прирост — 1,38 % по объему, однако по общей стоимости наблюдалось снижение — на 1,61 %. Экспорт из Киргизии за аналогичный период составил приблизительно лишь 7 миллионов долларов: среди импортируемых Ираном киргизских товаров — различные сорта мяса (главным образом, баранина, исключая мясо ягненка, тушки цельные либо разделанные, так и готовое мясо, в свежем или замороженном виде), бобы и т.п.
Касательно экспорта Ирана в другое крупное государство — член ЕЭС — Казахстан — можно сказать следующее: экспорт ИРИ в Казахстан за период с марта по конец декабря 2018 года составил 394 тысячи тонн на сумму 112 миллионов долларов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года здесь наблюдался рост в пересчете на вес — 45,1 %, однако в стоимостном выражении наблюдалось падение — 14,58 %. Импорт товаров из Казахстана в Иран составил, за тот же период, приблизительно 67 миллионов долларов. Из Казахстана Иран импортировал ячмень (кроме семян), детали из железа и заготовки нелегированной стали, рапс с содержанием молочной кислоты, цельные и разделанные тушки ягнят.
Объем иранского экспорта в Армению за тот же период составил 466 тысячи тонн на общую сумму 133 миллиона долларов, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выше на 96,13 % в отношении объема, и на 42,37% в отношении общей стоимости, соответственно. Импорт же из Армении на территорию ИРИ за тот же период составил 21 миллион долларов: он состоял, главным образом, из баранины (тушки, цельные либо разделанные), транспортных средств с рабочим объемом цилиндров от 1500 до 2000 см³, кроме машин скорой помощи и их разновидностей, также лекарственных добавок и фармацевтики, нелегированных алюминиевых сплавов и т.п.
И, наконец, торговля Ирана с еще одним партнером, представляющим ЕЭС, Республикой Беларусь: экспорт Ирана в Белоруссию за период с марта по конец декабря 2018 года составил только 1,4 тысячи тонн на общую сумму 2 миллиона долларов. Здесь, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдался значительный рост — 51,86 % по объему, и 38,79% — в отношении стоимости. Общий объем импорта из Белоруссии за тот же период составил 22 миллиона долларов.
Соображения в пользу соглашения с ЕЭС
Эксперты и аналитики изучили несколько различных соображений в пользу заключения соглашения (о создании зон свободной торговли) между Ираном и ЕЭС. Одним из таких соображений является регионализация. Регионализация является предпочтительным альтернативным направлением развития торгово-экономического сотрудничества, по крайней мере для стран, близких друг другу географически, а также — с общими интересами с точки зрения торговли. Учитывая также последние тенденции, которые наметились в деятельности ВТО за последнее время, можно отметить, что особую популярность приобретает именно стремление к регионализации.
Исходя из этого, значительная часть торговли внутри ВТО будет осуществляться через преференциальные и региональные торговые соглашения. В целом, отсутствие Ирана среди стран-членов ВТО приводит к росту таможенных тарифов на вывоз иранских товаров в прочие страны. Помимо этого, другие страны могут также устанавливать и другие, нетарифные барьеры для товаров иранского происхождения. Изучение объемов торговли Ирана с соседними странами-членами ЕЭС показывает, что они крайне невысоки, и что наибольший объем торговли Ирана с данными странами приходится именно на Россию.
В проекте соглашении о зонах свободной торговли упомянуты некоторые виды товаров, в частности, трубы общего назначения и легковые автомобили. Изучение данных по торговле данными видами товаров внутри ЕЭС показывает, что среди стран Союза отсутствует явное преимущество по экспорту (импорту) упомянутых видов товаров. Преимущества преференциальной торговли заключаются как раз в мерах по поддержке развивающихся стран, а также в обеспечении соответствия общемировой системе торгово-экономического сотрудничества. Преференциальная торговля увеличивает выгоду от экспорта: эта выгода проистекает из переориентации торговли на те страны, которые эти преференции приобретают.
Следовательно, до реализации соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (Ирана) с государствами — членами ЕЭС в рамках специально создаваемых зон свободной торговли требуется получить четкое представление о возможных объемах торговли с данными государствами, определить виды продукции, участвующей в торговле, и также — определить преференций для этих товаров. Иными словами, принятие окончательного решения по проекту данного соглашения требует некоторого дополнительного изучения, чтобы получить ответ на конкретный вопрос: действительно ли Иран получит преимущество в торговле со странами-членами данного экономического союза или же просто необходимо присоединение Ирана к союзу в рамках предполагаемого соглашения для каких-то иных целей.
В заключение хочется подвести следующий итог. При рассмотрении и последующей ратификации данного соглашения необходимо верно оценить практическое и конкретное влияние его на торговлю с государствами — членами ЕЭС, а также влияние соглашения на степень защищенности отечественной продукции, учитывая при этом критику некоторых аналогичных соглашений, в том числе, соглашение о преференциальной торговле с Турцией. Также следует учесть возможности экономической мощи Ирана, конкурентоспособность иранских товаров в сравнении с товарами, происходящими из других стран — участников соглашения. Все это необходимо сделать для того, чтобы подтвердить истинные возможности реализации интересов иранской экономики.