Лукашенко правит много лет. Понятно, что и он не вечен. Он и сам дает понять, что задумывается о судьбе Белоруссии после эпохи первого президента. О том, как передать власть без потрясений.
В ходе «Большого разговора» 1 марта официальный лидер торжественно заявил: «Обещаю, на тот свет меня из президентского кресла не понесут». Более того, анонсировал, по сути, конституционную реформу, которая может пройти после очередных президентских выборов (то есть примерно в 2022-2023 годах) и приведет к перераспределению полномочий между ветвями власти.
Обозреватели, однако, отметили, что обещания модернизировать политическую систему звучали и раньше, но пока ни привели к сдвигам хотя бы на миллиметр.
Отцы и дети
Понятно, что Назарбаев не вполне ушел, а сделал рокировку. Поставил исполняющим обязанности президента своего человека и сохранил в собственных руках мощные рычаги — отнюдь не символический статус отца нации (елбасы), пост главы Совбеза и лидера правящей партии.
Подобный опыт есть у многолетнего российского лидера Владимира Путина, который, чтобы не ломать конституцию, уходил на должность премьера, на время уступая президентство Дмитрию Медведеву.
Но у Лукашенко, как считает ряд комментаторов, нет дублера или кандидата в преемники, который пользовался бы абсолютным доверием. А дети, спросите вы. Тоже непростой вопрос.
У Назарбаева нет сыновей. А вот дочь Дарига единогласно избрана спикером Сената, то есть вторым в государстве лицом, к которому в случае чего переходят полномочия президента.
Правда, по мнению ряда экспертов, к появлению женщины во главе государства ментально не готово тамошнее общество. Еще одним вероятным преемником (кроме и. о. президента Касыма-Жомарта Токаева) считается Самат Абиш — племянник Назарбаева, первый заместитель председателя Комитета национальной безопасности.
У Лукашенко трое сыновей. Видно, что он с особым трепетом относится к младшему, Николаю, но тот еще школьник. А ценз для президентства у нас — по крайней мере пока — 35 лет.
К тому же Лукашенко-отец не раз повторял, что ни один из его сыновей не хочет в президенты. Да, старший, Виктор, занимает при отце важную должность помощника по национальной безопасности. Но это не публичное амплуа. Политической же раскрутки старшего сына, вопреки давним прогнозам (мол, будет поставлен во главе области или правительства), мы пока не видим.
Будет ли востребована схема «двух царей»?
Критики Лукашенко привыкли говорить о его исключительном, феноменальном властолюбии. Способен ли в принципе первый президент Белоруссии — привыкший к ручному управлению, крайне недоверчивый — на некое собственноручное переформатирование властной верхушки, уход на иную позицию, на роль, скорее, неформального авторитета, как это сделал Назарбаев (а также Дэн Сяопин в Китае, Ли Куан Ю в Сингапуре)?
«То, что у Лукашенко есть сыновья, делает для него схему более работоспособной», — говорит Дракохруст.
Он допускает, что в этом случае схема «двух царей» может быть использована не только для гарантий безопасности семье: «Это может быть и вариантом передачи власти в перспективе».
Добавлю, что ментально белорусское общество все же заметно отличается от казахского или азербайджанского. Не факт, что прямое наследование власти у нас будет воспринято безропотно.
Понятно, в авторитарной системе такой вариант технически можно продавить, но в итоге эффект отторжения может оказаться чересчур сильным. Тем более что харизму в наследство не передашь.
На кого опереться единственному политику?
Главной же закавыкой остается психологическая готовность (точнее — неготовность) бессменного президента Белаоруссии так или иначе делиться властью, считает эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.
Он отметил в комментарии для Naviny.by, что Назарбаева, судя по всему, подтолкнули к рокировке серьезные проблемы со здоровьем. Подобные проблемы в свое время заставили задуматься о преемнике Бориса Ельцина в России, Уго Чавеса в Венесуэле, напомнил эксперт.
«Если у Лукашенко со здоровьем будет нормально, я с трудом представляю, что он пойдет на такие схемы», — говорит Карбалевич.
Он поясняет: авторитарный лидер, во-первых, привыкает держать всю полноту власти в своих руках. Во-вторых, он, как правило, «никому не доверяет, всех подозревает в нелояльности».
Наконец, «отрицательная кадровая селекция приводит к тому, что окружение мельчает», отметил аналитик.
Действительно, Лукашенко много лет старательно отбирал сугубых исполнителей, на сером фоне которых могла бы ярче сиять звезда единственного политика, как он сам себя называет.
В 2010 году президент показательно отчитал тогдашнего премьера Сергея Сидорского: «Я политик, я должен думать о людях, а вы должны думать об экономике и финансах. У вас людей нет. Забудьте!»
Недавно на Совбезе официальный лидер высказался в подобном духе, и еще жестче: «Все, кто сидит за этим столом и напротив меня: вы — не политики, вы — люди, четко работающие по своему направлению и защищающие интересы своего государства. Оставьте политику президенту».
В принципе, это адресовано не только тем, кто был за столом. По большому счету, глава государства отказывает в праве на реальный политический вес, реальную игру на политическом поле и парламенту, и правительству, и региональному истеблишменту, и бизнесу, и оппозиции. Национальное собрание послушно штампует спущенные сверху документы, бизнесмены на крючке, боятся дать копейку на политику, оппозиция вытеснена в нишу диссидентства, и т.д.
Когда берет за горло Кремль, то не до экспериментов?
Короче, нормального политического класса в стране нет. Это удобно для единоличного правления, но неудобно для надежной передачи власти и рискованно для будущего страны.
Особенно в специфической белорусской ситуации, по соседству с империей, которая сейчас активизировала усилия, чтобы продавить медленную инкорпорацию под маркой «продвинутой» интеграции.
Да, Лукашенко упирается, но ему не грех бы еще и опираться. А на кого? Подчиненные — винтики, оппозиция — «пятая колонна», обыватель аполитичен и русифицирован.
Причем режим сам старательно деполитизировал население во избежание бунтов. Но где гарантия, что масса без сильной гражданственности, сильного национального самосознания не захочет под крыло более богатого царя Путина?
Речь идет о ситуации, когда станет работать по полной программе жесткая бухгалтерия российского посла Михаила Бабича (через которого Кремль артикулирует намерения урезать субсидии союзнику) — и уровень жизни белорусов заметно просядет. А где гарантия, что в этой ситуации лишенную амбиций, бесхребетную, амбивалентную вертикаль не попытается перекупить Москва?
И не поздно ли пить боржоми? Политическую нацию в два дня не создашь. К тому же страшно вызывать этого джинна, создавать механизмы конкурентной политики, потому что зашатается авторитаризм.
Вдобавок Кремль может рассвирепеть, если затеешь тут настоящую белорусизацию: ага, бандеровщину «батька» разводит, пошел по скользкой украинской дорожке! Вероятно, потому так и обжали сейчас оппозицию с празднованием Дня Воли, отказав в выгодных площадках.
Именно активизация Кремля на белорусском направлении может стать для Лукашенко дополнительным соображением в пользу того, что всю власть надо намертво сжать в одном кулаке. Мол, не время расслабляться, мудрить и затевать эксперименты с «хрустальным сосудом».
Так что в Белоруссии транзит власти с большой вероятностью останется лишь предметом политологических спекуляций, пока первый президент будет в силах лично держать в руках всю ее полноту.