Даже если вы лишь время от времени смотрите сериал «Игра престолов» и не разбираетесь в перипетиях его сюжета, вероятно, вы уже уловили основную его суть. Ранее множество людей спорили друг с другом о том, кто же должен занять Железный трон Вестероса. Теперь же, когда большинства претендентов нет в живых, за исключением одного-двух, возникла проблема пострашнее и масштабнее.
Стена пала, и смертоносный Король Ночи надвигается с армией белых ходоков, вихтов и живым, дышащим голубым пламенем драконом. Зима наступила, и, по мере приближения восьмого сезона, атмосфера невероятно накаляется (даже по меркам «Игры престолов»).
Согласно легенде, однако, нечто подобное происходит не впервые.
И в книгах Джорджа Р. Р. Мартина (George RR Martin) и в телесериале канала «Эйч-Би-Оу» (HBO) упоминалось время, задолго до замороженного Визериона, когда известный мир (Вестерос, Эссос и другие земли) переживали период, известный под названием Долгой ночи. В этот период наступила продолжительная зимняя тьма, и ходоки и их вихты совершали набеги на человеческий род.
«Тысячи тысяч лет назад наступила зима, самая холодная, тяжкая и бесконечная, сколько помнит себя человек», — рассказывает Старая Нэн (самая старая жительница Винтерфелла) Брану в «Игре престолов», первой книге из эпопеи Мартина.
«Наступила ночь, длившаяся целое поколение, и короли мерзли и умирали в своих замках, как свинопасы в своих хибарах. Женщины душили своих детей, чтобы не видеть, как те погибают от голода, они рыдали, и слезы замерзали на их щеках».
Но если мы принимаем версию событий, предложенную в сериале (опередившую в некоторой степени книгу), период тьмы предваряла великая война между человеческим родом и древней расой, известной под названием Детей Леса.
В целях самозащиты Дети Леса превратили мужчину из рода человеческого в Короля Ночи, планируя использовать его как оружие против людей-захватчиков (по крайней мере, именно так они рассказывают Брану Старку).
Это «орудие» вышло из-под контроля, создав свою собственную армию и обратившись и против Детей Леса, и против людей.
Наскальная живопись в Драконьем камне, которую в седьмом сезоне обнаружил Джон Сноу, доказывает, что Дети Леса были вынуждены объединить силы с человеческим родом, чтобы оказывать сопротивление Белым ходокам в войне, ставшей впоследствии известной как Война за рассвет.
В результате войны враг был отброшен на север, была выстроена большая стена, главным образом, для того, чтобы защитить Вестерос от дальнейших атак.
Исходя из событий, история повторится в восьмом сезоне «Игры престолов».
Кто такой Азор Ахай?
В вымышленном мире «Игры престолов» некоторые люди считают, что легендарный герой, носящий в ряде культур имя Азор Ахай, смог одолеть ходоков.
Верующие в красного бога Рглора, например, жрица Мелисандра, даже заявляют, что этот герой переродится как «Обещанный принц» и сразится с новой тьмой.
В телесериале оба названия используются, заменяя друг друга, и, скорее всего, относятся к одному и тому же человеку, так как Мелисандра считает, что «принц» будет прямым перевоплощением Ахая.
Дополнительные подробности о пророчестве — как из книг, так и из телесериала — свидетельствуют, что, принц должен «родиться посреди дыма и соли, чтобы пробудить драконов из камня», он придет, «когда красная звезда истекает кровью и собирается тьма», в руках у него будет огненный меч Светозарный.
В пророчестве также говорилось, что он появится на свет в роде Таргариенов как наследник или родственник Эйриса II (Безумного короля).
Изначально Мелисандра считала, что Станнис Баратеон, чья бабушка была из рода Таргариенов, и был тем легендарным человеком, о котором шла речь. Позже, когда Станнис умер, а его дочь Ширин сожгли заживо, Мелисандра признала свою ошибку.
Теперь же жрица как будто убеждена, что под описание героя подходит Джон.
Учитывая вышесказанное, в начале седьмого сезона нам напоминали, что нет причин считать, что предреченный в пророчестве спаситель должен быть непременно мужчиной: если разобраться, в пророчестве говорится об обещанных «принце или принцессе».
Дейнерис — женщина, которая вышла из горящего костра, после того как она вывела три окаменевших драконьих яйца, когда в небе появилась красная комета («кровоточащая звезда») — является серьезным претендентом на реинкарнацию Азора Ахая.
Существуют убедительные доводы и в пользу Джона. Некоторые фанаты считают, что «кровоточащая звезда» может означать кровавый меч Сэра Артура Дейна, одного из тех, кто сторожил Лианну до ее родов в Башне радости.
Как в книгах, так и в телесериале рассказывается, что меч Дейна сделан из металла упавшей звезды.
Далее, один пользователь Реддита обратил внимание, что в финале шестого сезона камеры недолго задерживаются на мече, который Эддард Старк подносит к постели Лианны.
Стоит также отметить, что Джон — вполне буквально — воскрес, а также что в сериале несколько раз были указания, что его возвращение связано с более масштабным предназначением.
А как же Нисса-Нисса?
Изначально в легенде об Азоре Ахае герой пытается трижды выковать свой победоносный меч Светозарный, но ему дважды не удается его закалить, из-за чего металл крошится.
При первой попытке он использует испытанный и проверенный метод закаливания меча при помощи воды, и тот ломается. При второй попытке он решает воткнуть его в сердце льва (разумеется), но лишается лезвия.
Наконец он понимает, что есть лишь одна возможность, и при третьей попытке он вонзает его в сердце своей возлюбленной жены Ниссы-Ниссы. Принесенная ею жертва, пронизывая меч ее душой, не только закаляет меч, но и наделяет его силой, способной одержать верх над ходоками.
В то время как вышеперечисленные события вряд ли будут повторяться, они могут иметь символическое значение в фильме.
Может ли, например, Дейнерис оказаться в роли Ниссы-Ниссы и пожертвовать собой, чтобы Джон смог одолеть ходоков? Может ли лев означать жертвенную судьбу Тириона, Джейме или Серсеи? Может ли суперкузнец Джендри запросто наковать полдюжины безупречно закаленных Светозарных, что позволит всем остаться в живых?
Как бы ни развернулись события восьмого сезона, стоит отметить, что в сериале еще нужно рассказать о Ниссе-Ниссе. Ее роль либо отсутствует в экранной версии эпопеи, либо создатели сериала намеренно ничего о ней не говорили.