Фотограф с мировым именем Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz) ведет нас на прогулку по своей прошлой жизни. Она рассказала о том, как ей жилось в турне с Rolling Stones, о самой последней фотографии Джона Леннона и о том, что нужно, чтобы добиться успеха.
Если ты принимал психоделический наркотик мескалин с гонзо-писателем Хантером Томпсоном (Hunter S Thompson), ездил в роли фотографа в турне с Rolling Stones, фотографировал Джона Леннона в день его смерти, а потом четыре десятилетия тебе доверяли снимать самых ярких мировых звезд, политиков и представителей королевских семей, можно сказать, что ты многое повидал.
И было бы странно, наверное, если бы это не оставило отпечатка на личности Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz).
Принимая нас в галерее «Хаусер и Вирт» (Hauser & Wirth) в Лос-Анджелесе, она излучает много самоиронии и теплоты, но при этом также опыта и самоуверенности. Здесь, в «Районе искусств», идет ее ретроспективная выставка «Энни Лейбовиц: ранние годы, 1970-1983». Нас пригласили сюда прогуляться вместе с легендарной женщиной-фотографом, которой исполнилось 69 лет. Она рассказывает, что выставка потребовала огромной работы. И ей хотелось бы, чтобы выставка производила не менее огромное впечатление.
«Я поняла, что решающего мгновения для меня как фотографа так никогда толком и не наступило, и эта выставка — поток многих мгновений», — говорит она.
«Я смотрю на себя глазами молодой девушки, которая учится видеть, снимать и работать в реальном мире. И я думаю, что выставка может рассказать современным молодым фотографам, что нужно, чтобы преуспеть. Нужно быть одержимым тем, что делаешь. Фотографией».
Среди суперзвезд сегодня мало что так же популярно, как фотосъемка беременности, новорожденных детей или свадьбы, заказанная у Энни Лейбовиц. Когда Ким Кардашьян и Канье Уэст (Kanye West) в 2014 году захотели показать миру новорожденную дочь Норт (North), камера была в руках Энни Лейбовиц. Так же как и когда Серена Уильямс (Serena Williams) в 2017 году захотела позировать обнаженной для обложки «Вэнити фэйр» (Vanity Fair), а мистер и миссис Бибер (Bieber) решили похвастаться своей любовью на обложке последнего «Вог» (Vogue).
Рослая 69-летняя женщина предстает перед нами в графичных тонах: она полностью одета в черное, и длинные светлые волосы красиво контрастируют с одеждой. Движения у нее размашистые, но в этих просторных выставочных помещениях выглядят элегантно. Позже вечером в галерее пройдет вернисаж, на котором выступит близкая подруга Лейбовиц Пэтти Смит (Patti Smith): ее портреты тоже есть на выставке. Экспозиция состоит из простых, в основном черно-белых рабочих копий, которые Лейбовиц дома, в мансарде на нью-йоркском Манхэттене, сама выбрала и структурировала в хронологическом порядке. Погружение в собственную личную и художественную историю вызывало у нее много чувств. Она помнит, как в первый раз сфотографировала мать, которая занималась современными танцами и преподавала их.
«Это был фантастический миг, вспоминая который, я сегодня могу и заплакать. Внезапно она оказалась не моей мамой, а танцовщицей, а я была фотографом этой танцовщицы».
Энни Лейбовиц начала карьеру фотографа на курсах фотографии в Институте искусств Сан-Франциско. Она переехала в город, который тогда был мегаполисом хиппи, в конце 1960-х годов. В школе ее основной специализацией была живопись, но она быстро поняла, что ее страсть не в этом («У меня не хватало терпения сидеть неподвижно и рисовать»). Зато она стала часто ездить в Лос-Анджелес с фотооборудованием на заднем сиденье «Порше кабриолета» (Porsche Cabriolet) 1963 года. Вскоре она начала фотографировать знаменитостей для журнала «Роллинг Стоун» (Rolling Stone), а в 1972 году в роли официального фотографа поехала в турне с The Rolling Stones. Хотя сама она признает, что «с гораздо большим удовольствием сопровождала бы Боба Дилана (Bob Dylan) и Джоан Баэз (Joan Baez)».
«Но могла ли я отказаться, когда Мик Джаггер (Mick Jagger) спросил меня? Едва ли. Мой редактор в „Роллинг стоун", однако, отнеся к этому с сомнением и сказал, что не может обещать, что я все еще буду работать у них в журнале, когда вернусь. Гораздо позже я поняла, что он на самом деле хотел спасти меня от этого опасного и сложного задания. Но я набросилась на эту задачу и прекрасно ее пережила. Пожалуй, я только была немного травмирована, если можно так выразиться».
Одна из самых известных фотографий Энни Лейбовиц — и вообще один из самых легендарных снимков поп-культуры — портрет Йоко Оно и Джона Леннона 8 декабря 1980 года, за пять часов до того, как Леннона застрелили перед его домом в «Дакота билдинг» в Нью-Йорке.
«Только что вышел альбом Джона и Йоко „Двойная фантазия" (Double Fantasy), и они были страстно влюблены друг в друга. Я хотела отобразить это на снимке. Йоко некомфортно было раздеваться догола, а Джон разделся, и так появилась эта фотография. Комментируя, Джон сказал: „Это наши отношения"».
Потрясающе видеть, как Энни Лейбовиц бродит в «Хаусер и Вирт», вспоминая юные годы, периодически отпуская черные шутки и делая проницательные комментарии. Например, о художнике Энди Уорхоле (Andy Warhol) или о Ричарде Никсоне (Richard Nixon), чьи последние дни на президентском посту Лейбовиц задокументировала вместе с Хантером Томпсоном (именно тогда на одном празднике и случился вышеупомянутый мескалиновый трип). Энни Лейбовиц и до сих пор в высшей степени интересуется политикой. Она считает, что в Соединенных Штатах Трампа это необходимо.
«Репортажи такого рода, как мы с Хантером делали о Ричарде Никсоне, стали основой сегодняшней работы. „Нью-Йорк таймс" и „Вашингтон пост" занимаются этим каждый день. Я — огромный фанат такой журналистики. Она бесподобна».
Энни Лейбовиц исключительна и без камеры в руках. С 1989 по 2004 год она жила с писательницей и философом Сьюзен Зонтаг (Susan Sontag), которая умерла от рака 28 декабря 2004 года. В 2001 году, в возрасте 52 лет, после оплодотворения донорской спермой Лейбовиц родила первую дочь, а в 2004 году благодаря суррогатной матери у нее появились двойняшки Сьюзан и Самюэль. Несмотря на высокие доходы, Энни Лейбовиц, один из самых популярных фотографов мира, пережила и несколько финансовых кризисов. Она не смогла вовремя выплатить заем, так что пришлось продать недвижимость в Нью-Йорке, где она сейчас живет вместе с тремя дочерями-подростками («Эта выставка во многом сделана ради них»).
В облике Энни Лейбовиц, стоящей в залитом солнцем дворе «Хаусер и Вирт», нет ни намека на усталость или истощение.
«Мне очень повезло, у меня была такая фантастическая карьера, за которую я сейчас чувствую больше ответственности, чем когда-либо. И когда я однажды умру, это будет с камерой в руках».
Энни Лейбовиц
Возраст: 69 лет.
Место рождения: Уотербери, Коннектикут.
Место жительства: Манхэттен, Нью-Йорк.
Семья: три дочери-подростка. Бывший партнер — Сьюзен Зонтаг, скончавшаяся в 2004 году.
Карьера: закончила Институт искусств Сан-Франциско в 1971 году. Главный фотограф в журнале «Роллинг стоун» с 1973 по 1983 год. Фотограф «Вэнити фэйр» с 1983 года, а с 1998 года работает в «Вог».
Сейчас: ретроспективная выставка «Энни Лейбовиц: ранние годы, 1970-1983» в «Хаусер и Вирт» в Лос-Анджелесе, а также альбом издательства «Ташен» с таким же названием.